Избранные проповеди
30.03.24Дерзновение веры[1]
Слово во 2-ю неделю Великого поста
Пост, давая торжество духу над материей, тем самым укрепляет веру, эту необычайную духовную силу, которая одна только и придаёт человеку высшее достоинство, поднимая его над всеми низменными влечениями и приближая к первозданному совершенству. Если святая Церковь, называя пост „дивным оружием», говорит, что он соделал Моисея Боговидцем, пророка Илию способным вознестись на огненной колеснице, а апостола Павла в священном восторге восходить до третьего неба, то именно потому, что он укрепляет веру, получающую через него чудесную силу и дерзновение. Пример такого дерзновения веры представляет святая Церковь в евангельском чтении за Литургией в воскресенье второй седмицы Великого поста, именно в рассказе об исцелении расслабленного в Капернауме[2]. Подробнее…
Избранные проповеди
12.03.22Торжество Православия
Торжество Православия есть торжество истины, и Святая Церковь, назначая для воспоминания об этом торжестве первое воскресенье Великого поста, тем самым поучает нас, что торжество истины, составляющей самую основу и сущность духовной жизни, является лишь результатом великого подвига духа в его стремлении одолеть материю. Подробнее…
Избранные проповеди
30.03.19Крест жизни
Слово в неделю Крестопоклонную
Жизнь человеческая удручена всевозможными бедствиями, и нет такой личности, которая могла бы сказать о себе, что она вполне удовлетворена и счастлива.
Есть положения, которые на внешний взгляд кажутся удовлетворяющими всем условиям для того, чтобы быть счастливыми, и люди стремятся к ним с непреклонною настойчивостью, ведут между собой ожесточенную борьбу из-за них, совершают часто тяжкие преступления или попирают справедливость и чувствуют полное удовлетворение, когда, наконец, достигают своей заветной цели. Другие им завидуют, считают счастливцами и, в свою очередь, стремятся к тому же; а между тем сами «счастливцы» скоро убеждаются, что — увы — и это положение, достигнуть которого им стоило столько усилий и борьбы, не обезпечивает счастья: после первого приступа чувств самоудовлетворения неизбежно наступает разочарование, и то счастье, которого они уже думали достигнуть вполне, исчезло, как призрак, и обманчивым огоньком светит уже дальше, чтобы исчезнуть и опять, когда люди попытаются найти его там.
Этот опыт повторяли миллионы людей во все времена, и счастливейшие из них в конце концов приходили к тому грустному сознанию, что полного счастья (в его обыденном смысле) нет на земле и что в действительности всё есть лишь «суета и томление духа».
Избранные проповеди
03.03.19Праведное воздаяние
Слово в неделю Страшного Суда
Из «Практической гомилетики» протоиерея Иоанна Толмачева (+1897), придворного сакеллария Зимнего Дворца
(СПб. 1899 г., репр. изд. 2000 г. , в 4-х тт., т.1, с.105-111).
(Мф. зач. 106, 25, 31-46).
Утешая грешный мiр заявлением о безконечном милосердии Божием, Святая Церковь как любящая мать хотела нравственно ободрить грешников и не довести их до отчаяния. Но человеческая натура всегда склонна ко крайностям и готова вывести из этого утешения ложное умозаключение. Если Бог безконечно милосерд и по Своему милосердию прощает людям как немощным, зараженным грехом существам все их немощи и пороки, так что даже покаявшийся блудный сын встречается с большею любовию и радостью, чем верный своему долгу брат его, — то, значит, так называемые «грехи» и вовсе не столь ужасная вещь, и в надежде на безконечное милосердие Божие можно допускать некоторое послабление для немощной природы…