Пожалуй, большинство прихожан наших храмов привели к Богу болезни – свои или их близких. Перед этим они, может, и не молились, но рано или поздно на своём опыте убеждались в том, что ни сами они, ни врачи не могут ничего сделать для их выздоровления. И тогда приходилось обращаться ко Врачу душ и телес, к Матери Божией – нашей Целительнице, ко святым, прежде всего святым врачам, то есть тем святым, которые во время земной жизни исцеляли больных. Люди приходили в храм, просили об исцелении, а то и исповедовались, причащались, соборовались, венчались. Может быть, давали какие-то благочестивые обеты. И получали исцеления. Эти исцеления могли приходить и через врачей – тут нет никакого противопоставления. Напротив, речь идет о соединении молитвы, помощи Божией и усилий медицины. Ярчайший пример такого соединения даёт житие святителя Луки (Войно-Ясенецкого), исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского. Он был хирургом, во время Великой Отечественной войны сделал огромное количество операций, был удостоен Сталинской премии I-й степени за свой труд «Очерки гнойной хирургии». Перед тем, как сделать больному операцию, святитель спрашивал его, верит ли он в Бога. Если тот отвечал утвердительно, владыка предлагал ему совместно помолиться. Если отрицательно – молился сам. И результат был наилучшим.
Получив исцеления после первого обращения к Богу, кто-то благодарил Господа, ставил свечки, заказывал благодарственный молебен Спасителю. А кто-то ещё и оставался после этого в Церкви, понимая, что раз Господь действительно есть, раз Он такой сильный и добрый, то это обстоятельство – важнейшее для всей нашей жизни, важнее телесного здоровья и земного благополучия. Следовательно, нужно жить с Богом постоянно. Следовательно, нужно брать всё, что в Церкви нам дается, – всё это нам на пользу. То есть, их мiровоззрение менялось, они становились верующими церковными людьми. И они уже не уходили из храма, начинали регулярно ходить на службы, приступать к Таинствам нашей Православной Церкви, старались соблюдать её правила о молитве и посте. И оказывалось, что болезнь, от которой они хотели сначала просто отделаться и жить дальше, как ни в чем не бывало, обернулась для них благом, подтверждая истинность народной пословицы «Нет худа без добра». Оказывалось, что изменение души важнее телесного исцеления, потому что человек – это прежде всего его душа. Когда мы говорим про кого-то: «Он – хороший человек», – то имеем в виду его душу: он добрый, честный, порядочный, работящий, богобоязненный… Народ говорит: «Главное, чтоб человек был хороший». И в этом – важнейший смысл того, почему Господь попускает нам болеть. Болезнь – это не только сигнал о том, что что-то не так в деятельности нашего организма, болезнь – это прежде всего сигнал о том, что нужно что-то менять во всей нашей жизни, менять её курс, задуматься о главной её цели, о её смысле, о душе, о будущей жизни.
Нарушения физической деятельности организма являются следствием грехов, и прежде всего главного греха: попытки жить без Бога или так, словно Его нет в нашей жизни, нет вечной жизни души. Болезнь призывает нас остановиться в нашей суете, подумать о себе, о других людях, которых мы, видя каждый день, по-настоящему не успеваем рассмотреть. Помогает стать чище и мудрее, обрести добродетель смирения, без которой нет спасения души. Надо только постараться в болезни не роптать, не унывать, не раздражаться, никого не осуждать: ни врачей, ни медсестёр, ни своих близких. Подумать о том, в чём сами согрешили. Без болезни, может, считали бы, что живём нормально – раз это вроде бы сходит с рук.
То есть, исцеление нужно начинать с покаяния.
И начать молиться.
Один митрополит говорил так: «Господь положил тебя на одр болезни – Он посадил тебя в школу молитвы».
В наше время люди, к сожалению, стали часто болеть раком. Почему? Может быть, одна из важнейших причин – несоблюдение постов (с которыми так часто, увы, любят бороться врачи, прежде всего неверующие, – как с неким якобы злом). Посты – это ведь Божие установление. Сам Господь постился. Нарушение церковного Устава, Божьего установления о питании приводит к нарушению естественной деятельности организма, которая, как и всё живое, управляется Богом, приводит к неправильному росту и размножению клеток.
Господь всем хочет спастись, то есть избавить душу от вечных мучений, которые мы заслужили нашими грехами. Но как нас спасать, если мы сами, по своей жизни, этого не хотим? Не молимся, в храм не ходим, постов не соблюдаем, не исповедуемся, не причащаемся, живём супружеской жизнью без венчания – и считаем всё это нормальным, приемлемым. Приходится нас спасать скорбями, болезнями. Мимо них уж не пройдём. Преподобный Амвросий, старец Оптинский, говорил: «Не будете в церковь ходить – будете болеть». Ныне покойный протоирей Василий Владышевский когда-то сказал слова, которые запомнились на всю жизнь, потому что жизнь постоянно подтверждает их истинность: «А не даст Бог здоровья – его не будет».
Так что нам не нужно думать только о том, как бы избавиться от болезни, да еще любой ценой. Не дай Бог, обращаться для этого к экстрасенсам, знахаркам, бабкам, то есть к диаволу – от него человеку не может быть ничего, кроме зла. Лукавый способен привлекать нас какими-то внешними эффектами, но берёт за это непомерно дорогую плату: вечную гибель души. Тогда, когда Господь не освобождает нас совсем и сразу от какого-то недуга, это значит, что болезнь для нас лучше, чем телесное здоровье. Значит, нужно ещё помолиться, покаяться, потерпеть, постараться сделать духовную жизнь главной частью нашей жизни. И выздоравливать прежде всего душой, а тогда и телом – благодаря Бога и за то, и за другое.
2012 г.