Наш адрес

140130, Московская обл., Раменский г.о., д.п.Кратово, ул.Нижегородская, д. 17

тел. (495) 556-10-43,

(925) 654-19-11

Схема проезда

Семинар по истории России ХХ века

10.12.13

Протоиерей Николай Булгаков, Виктор Александрович Саулкин

Подвиг Патриарха Сергия

Запись беседы на радиостанции «Радонеж» 18 сентября 2013 г.

Виктор Саулкин. — Дорогие братья и сестры, передача радиостанции «Радонеж» звучит в прямом эфире. У микрофона – Виктор Саулкин. И сегодня в нашей студии – священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Пресвятой Богородицы в Жуковском, городе русских летчиков.  Храм необыкновенный, построен по благословению, по молитвам  великого старца протоиерея Николая Гурьянова. Главный престол посвящен Державной иконе Божией Матери, и  приделы – в честь Царя-мученика Николая и Всех святых, в земле Русской просиявших.

Отец Николай. – Добрый вечер, дорогие братья и сестры.

В.С. – Батюшка, насколько я знаю, вы были одно время настоятелем храма Архангела Михаила?

о.Н. – Да, когда начинал служить в Жуковском, когда строился Державный храм. И теперь в нижнем храме у нас есть придел Архангела Михаила. И если возвращаться наверх, в главную часть нашего храма, то придел Всех русских святых напоминает нам об авторе тропаря Всем святым, в земле Русской просиявшим. Это патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Мы недавно вспоминали, что 12 сентября было 70 лет его интронизации. А 8 сентября было 70 лет избрания его Архиерейским Собором на патриарший престол. А перед этим еще, 4 сентября, исполнилось 70 лет со дня исторической встречи И.В.Сталина с тремя митрополитами: Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). Во время этой встречи и было принято решение о выборе патриарха. Причем, это решение имело важнейшее, историческое значение.

Мы знаем, что сначала на Руси не было патриархов – предстоятелем Русской Поместной Церкви был митрополит московский. Потом был избран святитель Иов, первый наш патриарх Московский и всея Руси. Царь Петр Первый не разрешал выбирать патриарха. И 217 лет у нас патриарха не было. Вопрос о восстановлении патриаршества возникал еще в 1905 году, когда началась смута. Тогда же владыка Сергий (Страгородский), когда ему говорили, что, может быть, закончится время Российской Империи, отвечал: «Да, Российская империя может быть сметена, но Церковь погибнуть не может». И потом, уже в 1917 году, сразу после октябрьского переворота, в те страшные дни главной русской смуты, был избран патриарх Тихон. Святитель Тихон, ныне прославленный святой нашей Церкви. В те труднейшие послереволюционные годы на нашу Церковь обрушились гонения, Церковь находилась в узах.

После кончины святителя Тихона в 1925 году Церковь возглавил священномученик Петр (Полянский), которого в тот же год арестовали. Сложнейшее время переживала наша Церковь. Священномученик Петр был патриаршим местоблюстителем, а поскольку он был в узах, в ссылке, то Церковью управлял, как заместитель патриаршего местоблюстителя, митрополит Сергий (Страгородский). До 1943 года патриарх у нас не избирался. Власти не разрешали. И только в 1943 году на встрече Сталина с митрополитами было принято решение об избрании патриарха. Святейший Сергий очень недолго был патриархом. Уже 15 мая 1944 года он почил. Погребен в Богоявленском соборе в Москве. Там же, напротив гробницы патриарха Сергия, находится гробница, в которой упокоился наш патриарх Алексий Второй. И то, что владыка Сергий был избран патриархом в конце своей жизни многотрудной, в конце своего великого подвига, говорит о том, что Господь принял его труд, его смирение, его веру, его любовь к Церкви нашей, к Богу, к нашему Отечеству. Он был великим патриотом. Господь принял его подвиг и таким образом венчал его скорбный, трудный, великий путь.

В.С. – Батюшка, а ведь имя патриарха Сергия стало каким-то камнем преткновения, именем пререкаемым для некоторых православных. Мы с вами часто слышали и в последние годы, а особенно часто в 70-80-е, как из-за рубежа доносилось обвинение нашей Церкви в так называемом «сергианстве». До сих пор, к сожалению, многие не понимают подвиг, совершенный святейшим патриархом Сергием (Страгородским). Но когда недавно, на сретение Владимирской иконы Божией Матери, в Елоховском соборе, который очень долго был кафедральным собором, главным храмом Москвы, служили панихиду у его гробницы, совершалось архиерейское богослужение, на котором молились десятки священников, то зачитывали послание Святейшего Патриарха Кирилла. Там, мне думается, прозвучали очень важные слова.

о.Н. – Наш Патриарх Кирилл как раз и подчеркнул огромное значение избрания митрополита Сергия патриархом Всероссийским тем, что издал специальное послание по случаю 70-летия этого события. И в этом послании Патриарх Кирилл сказал: «Господь явил Свою неизреченную милость и даровал Церкви нашей нового предстоятеля» в то время. И сказал здесь о нем как о «деятельном патриоте».
Так называемая Декларация, послание митрополита Сергия и еще семи архиереев, с которым они выступили в 1927 году, было о лояльности существующей власти. Там одно место вызвало особенно большие споры. И до сих пор еще бывают споры. Поскольку это важно, приведем дословно то, что было там написано:
«Мы хотим быть православными и в тоже время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное варшавскому, сознается нами как удар, направленный в нас».
Послание признает нужным и обязательным, чтобы все, кому дороги интересы Церкви, «кто желает вывести Ее на путь легального и мирного существования», показали, что «мы, церковные деятели, не с врагами Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и с нашим правительством».
Даже и сегодня мы слышим, как звучат слова о том, что это был якобы удар, направленный в Церковь. Но дело в том, что смысл-то послания совершенно другой, контекст этих слов свидетельствует о другом: кто бы у нас ни был у власти, а страна остается для православных родной страной. И патриарх Алексий Второй в наши дни также говорил и писал об этом.

В.С. — Вспомним, батюшка, недавние времена. В годы правления Ельцина у власти фактически были Чубайс, Гайдар и вся эта компания. Но во время чеченской войны международные террористы и чеченские бандиты наносили удар не по Чубайсу – наносили удар по России, по простым людям.

о.Н. – Да. И если посмотреть, какой был исторический фон у той Декларации, то мы увидим, что в эти самые дни вопрос стоял так, что вот-вот может начаться война против нас. Было совершенно убийство Войкова, который был «полномочным представителем», то есть послом Советского Союза в Варшаве.

В.С. – Войков ведь – один из цареубийц?

о.Н. – Да, он был цареубийцей. Но в Декларации, конечно же, речь идет о нем не с целью оправдания его как палача Царской семьи. Здесь идет речь о том, что всегда, когда убивают посла, то это, понятно, направлено прежде всего против страны, которую он представляет. Причем, это было тогда не единственное такое нападение. И в Пекине перед этим было нападение на советское полпредство. И в Англии – на нашу торговую организацию. И это убийство можно было воспринимать, как шаг к разрыву дипломатических отношений. Англичане ведь с нами только что разорвали дипломатические отношения. Обстановка явно была грозовая, предвоенная. В те самые дни, когда вышла Декларация митрополита Сергия и других наших архиереев, у нас был призван в армию миллион резервистов. То есть суть-то в чем? В том, что страна стояла на грани войны, и если бы началась война, то наш народ, естественно, понес бы все тяготы этой войны. Люди бы погибали. А Церковь – это же и есть народ. Вот эту неотделимость Церкви от народа очень ясно ощущал митрополит Сергий, будущий патриарх. Вот это и было для него, как для деятельного патриота, важнейшим чувством. И эта правота послания 1927 года ясно проявилась 22 июня 1941 года, когда владыка Сергий в самый первый день войны выступил с обращением, безоговорочно призывая весь наш народ встать на защиту Отечества, и предсказал, что «Господь нам дарует победу».
В.С – Именно митрополит Сергий в первый день назвал войну – войной священной. Но дело в том, что некоторые особенно ревностные, условно скажем, «белые патриоты», говорят: «Борис Коверда – русский герой, он отомстил цареубийце, страшному извергу Войкову». И это, действительно, так и есть: Борис Коверда – герой и убил изверга-цареубийцу. Но дальше они говорят о том, что, возможно, англичане и французы помогли бы свергнуть советскую власть и возродить Россию. Однако сегодня, глядя с высоты того, что мы знаем о той эпохе, мы понимаем, что именно англичане, французы, американцы заговор против Царя и организовывали. Даже не немцы – их дело было десятое в развале России. Именно Англия и США стояли у истоков русской катастрофы, они ее планировали и готовили. И мы сегодня видим, что им все равно, какая Россия: будь то царская Россия, коммунистическая или демократическая, как сегодня, – в нашей стране они видят для себя угрозу и делают всё, чтобы сильная Россия была разрушена.

о.Н. — Да в том-то и дело, что Гитлер пошел не освобождать Россию от большевиков, хотя они так, конечно, говорили. Но простите, как освобождать? Когда они шли убивать, уничтожать, покорять наш народ. Не для русского же народа шел Гитлер сюда. Не для его блага. Некоторые наши православные братья за рубежом, не понимая этого, даже призывали в 1941-м году президента США ни в коем случае не помогать Красной Армии. Но Промысл Божий был другой. Мы не должны забывать о Боге. И вот эта Декларация митрополита Сергия, это послание как раз исполнено веры, надежды и любви. Веры прежде всего в Бога. Надежды на Бога. Любви к народу нашему, к нашему Отечеству. Митрополит Сергий был человеком глубоко верующим, он был великий молитвенник. Это был человек абсолютно безкорыстный. То, что он, принимая на себя управление Церковью, не имел каких-то тщеславных, властолюбивых мотивов, он доказал перед этим своим активным участием в попытке тайно избрать патриарха путем опроса архиереев в 1926-м году. Избран должен был быть священномученик Кирилл. И за это владыку Сергия, когда дело раскрылось, посадили в тюрьму. В этой самой тюрьме он написал прекрасный акафист Владимирской иконе Божией Матери. Причем, в этом акафисте он даже упоминает избрание патриарха Тихона, благодарит Матерь Божию за это избрание, которое совершилось в храме Христа спасителя в 1917 году перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Икону эту принесли для этого из Успенского собора Кремля в храм Христа Спасителя, и преподобный Алексий Зосимвовский перед ней вынул жребий святителя Тихона. А потом, через четверть века, как раз в день Владимирской иконы Божией Матери, митрополита Сергия самого избрали патриархом…

В.С. – На сретение Владимирской иконы, удивительно…

о.Н. – Да. Патриарх Сергий был удивительным гимнографом. Его канон Боголюбской иконе Божией Матери замечательно написан, в стихах. Вот одна из стихир:

Людем Твоим, Госпоже, земли устроение зрети,
мудрость в правителех, суд правый сподоби, да вси
в мире всегда поживем, немолчно дерзающе пети:
мiру Хранительнице, благословена еси.

У владыки Сергия была твердая надежда на Бога, на Матерь Божию, на русских святых. На то, что и дальше состав большевистской власти будет постепенно меняться, ведь это уже на его глазах происходило. 1927 год – это год, когда Троцкий был лишен власти, в 1928 году его сослали в Алма-Ату, а в 1929 году выслали из страны. Менялись в какой-то степени, возможно, и сами большевики, но явно менялся их состав в руководстве страны, другие люди приходили к власти. И мудрый владыка это чувствовал, это видел. Это видели даже наши эмигранты в Париже – что здесь происходят некие изменения. И была, конечно, надежда митрополита Сергия на то, что они молятся, надежда на милость Божию, на Его силу. Вот и сегодня к нам приходят, например, сообщения со Святой Горы Афон, что грядут некие грозные события. Афонские старцы нам передают эти вести как призыв к молитве, а не просто для того, чтобы мы сидели и ужасались. Они сами молятся, и мы молимся здесь. И, смотришь, тьма отступает. Войны нет, слава Тебе, Господи.

В.С. – Мы сейчас ответим на вопрос нашего слушателя. Говорите, пожалуйста.

Слушатель. – Здравствуйте, раб Божий Игорь говорит.

В.С. – Здравствуйте, Игорь.

Слушатель. – Батюшка, благословите.

о.Н. – Бог вас благословит.

Слушатель. – Батюшка, вот вопрос какой стоит. Осипов сказал, что вопрос «сергианства» – это вопрос, отнесенный к февралю 1917 года, когда все архиереи предали Царя…

о.Н. – Спасибо за этот вопрос. Мы как раз хотели об этом поговорить. Действительно, есть такое понятие: «сергианство». Но что же такое вообще «сергианство»? И какой смысл вкладывали в это понятие критики митрополита Сергия? Оно относится к его политике лояльности по отношению к существующей власти. Критики считали, что это некое приспособленчество, угождение требованиям мiрской власти из-за какого-то своего малодушия, может быть, своего маловерия, тщеславия даже и прочих человеческих слабостей. Бывало ли такое в Церкви? Да, конечно, бывало, к сожалению. И тогда, и до того, и потом. Да и ныне, как мы слышали, есть предатели дела Христова. Но именовать их именем патриарха Сергия – это слишком много чести для них. Ничего общего это печальное явление не имеет с личностью и подвигом, с жизнью патриарха Сергия (Страгородского). Подвиг патриарха Сергия – это подвиг веры, стойкости и любви к Родине, к Церкви нашей. Подвиг великого терпения, смирения. Это то, о чем говорил святитель Тихон: «Пусть мое имя погибнет в истории, лишь бы Церкви была польза». Вот именно эти слова можно полностью отнести и к подвигу патриарха Сергия. Это его величайшее смирение и терпение принесло плоды: он дотерпел до 1943 года, когда был совершен великий поворот в нашей церковной жизни, о котором митрополит Иоанн (Снычёв) написал, что итоги перемены курса государства тогда были поистине ошеломляющими. Алексей Степанович Хомяков когда-то сказал такие прекрасные слова: «Россия оттерпелась от многих бед. Оттерпится она и вновь, если Богу угодно будет послать ей новые испытания».

В.С. – Кстати, мы говорили с вами, батюшка, что можно в таком случае «сергианцем» в этом понимании называть и святого благоверного князя Александра Невского.

о.Н. – Да, в том-то и дело. Вообще без компромиссов жизни не бывает. Сам Господь сказал Своим ученикам: «Аз посылаю вас яко овцы посреде волков: будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие». Мудры, как змеи, то есть обходите какие-то опасности, не будьте безсмысленно прямолинейными в земных обстоятельствах; но что касается цели вашего движения, то будьте, как голуби, которые всегда стремятся прямо к цели.

В.С. – Главное обвинение, которое мы слышали на протяжении уже десятков лет, лет тридцать уж точно слышишь постоянно одно и тоже: «Не патриарх Сергий спасал Церковь, а благодать Божия. Не надо было идти на компромисс», – так утверждают критики патриарха. Но так можно было рассуждать и во время татаро-монгольского ига…

О.Н. – Конечно. Вот в том-то все и дело. Патриарх Сергий продолжал традицию Русской Церкви, традицию смирения перед волей Божией. Вообще великая христианская добродетель – смирение. Конечно, это вопрос совсем не простой, вопрос трудный. Для нас сегодня этот вопрос особенно серьезный, и может стать еще серьезнее завтра. Мы должны учиться у патриарха Сергия. Как он поступал? Вот завтра, не дай Бог, будут нас заставлять паспорта электронные принимать. Что мы будем делать? Все время этот вопрос возникает. Что делать, когда давят? А мы понимаем по своей христианской совести, что это не то. Что тут дух не тот, дух антихристов. Что же делать? А мы не революционеры. Батюшка протоиерей Николай Гурьянов, когда его спрашивали, как в таких случаях поступать, говорил: «Нам, православным, это не надо. Но разделяться из-за этого, идти на баррикады – тоже не стоит». И вот как найти эту золотую середину? Это только с Божией помощью возможно. Патриарх Сергий, конечно, прежде всего молился, и Господь открывал ему, показывал этот серединный, царский путь. И он, конечно, прошел этот путь блестяще. Другое дело, что это было невероятно трудно, мучительно, и патриарх Сергий, конечно, скорби претерпел огромные. Один Бог знает, какие он скорби претерпел…

В.С. – Но все же отчасти можно представить себе эти скорби? Не всю полноту скорбей, но можно представить, когда ты отдаешь жизнь ради того, чтобы спасти и сохранить Церковь, а тебя твои же братья и сестры осуждают и тебя же клянут как предателя, изменника… Ведь это особый крест все-таки…

о.Н. – Конечно. Это крест, который на него возложил Сам Господь. И величайшее смирение явил патриарх Сергий, и нам тоже показал, как поступать. Что главное – верность Церкви, чистоте веры, он же не отступил от верности нашим богослужебным канонам. Кстати говоря, недавно была очень хорошая статья протоирея Владислава Цыпина об Архиерейском Соборе, который собирался в 1943 году. Отец Владислав очень хорошо показывает, что церковным канонам этот Архиерейский Собор ни в чем не изменил. Всё совершалось в традиции Церкви, всё абсолютно чисто. Об этом же писал и митрополит Иоанн (Снычёв). У него есть книга «Стояние в вере», где владыка подробно разбирает расколы того времени, всех, кто отступил от митрополита Сергия. И делает вывод, что его власть, его действия были безупречными, с точки зрения канонической. Хотя, конечно, по-человечески митрополит Сергий мог ошибаться. Действительно, кто не ошибается? Разве святые не ошибались?

В.С. – И апостол Петр по-человечески оступился…

о.Н. – И апостол Павел был гонителем христиан, еще будучи Савлом. Но они покаялись. Господь сказал апостолу Петру: «Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врада адова не одолеют ей». Патриарх Сергий верил, что Церковь не может погибнуть. У него была эта вера. Но Господь действует через людей… И у него была великая надежда на то, что и русский народ постепенно одумается, и даже большевики будут одумываться, и как-то обстоятельства иначе сложатся… Так оно и получилось. Возможно, патриарх Сергий знал предсказания святых, которые говорили, что всё это будет меняться, всё вернется…

В.С. – Как старец Алексей Мечёв предсказывал…

о.Н. – Да. Святой праведный Алексий преставился в 1923 году. А незадолго перед этим к нему пришел один человек. Отец Алексей был очень добрый, но тут сказал ему твердо: «Вы не воображайте, что ваше дело – спасать Россию. Когда придет время, то Бог пошлет нужных людей, которые это дело сделают и уничтожат большевиков так, как буря ломает мачтовый лес».

В.С. – Что с троцкистами и произошло в свое время. Но и народ понес тяжкую епитимью в те годы за богоотступничество.

о.Н. – Жертву народ принес в то время. Великую жертву.

В.С. – И каждый понес свой крест. Кто-то оказался в изгнании, на чужбине – и там русские люди несли свой крест. Кстати, многие, оказавшись в рассеянии, опомнились. И интеллигенты, которые грезили о свободе и даже мечтали о каких-то церковных реформах, как, скажем, круг Гиппиус-Мережковского, увлекались философией, антропософией и прочим, – а в скорбях-то они пришли к Богу. Молились в домовых храмах, строили церкви… В России – кто был в лагерях, в ссылках – несли свой крест…

о.Н. – Патриарх Сергий и его единомышленники – свой крест… И всё это вместе был единый крест Русской Православной Церкви.

Дело в том, что Промысл Божий для людей непостижим. По-человечески кажется: ну как же так? Ну почему так? Ну так не должно быть! Это неправильно, нехорошо. А наша вера призывает нас не экзаменовать Промысл Божий, а учиться у него. Учиться тому, как это было в жизни, в Церкви, как это было в нашей истории. Причем, без всяких натяжек, без предвзятости. Просто смотреть внимательно, бережно, даже благоговейно, стараясь разобраться в этих событиях. А что касается компромиссов, то без компромиссов жизнь невозможна. А как в семье без компромиссов? Тогда будут ругаться муж с женой, не уступая друг другу. Как без компромиссов с детьми вообще общаться? Это невозможно. И Сталину приходилось идти на компромиссы, с первого дня до последнего его пребывания у власти…

В.С. – Говорят, что святейший патриарх Сергий (Страгородский) допускал компромиссы с безбожной властью, которая людей развращала, мы слышали постоянно эти обвинения… Как, мол, можно говорить о скорбях советской власти, что это и наши скорби, беды, печали, когда эта власть детей отрывала от Бога, запрещала крестить детей, взрывала храмы? Но дело в том, что если попытаться более глубоко посмотреть на все это, то это было попущение Божие, как вы говорите, отец Николай. И за что-то это наказание было попущено?

о.Н. – Я хочу подчеркнуть, Виктор Александрович: именно в том-то и дело, что он не говорил, что радости наши, как людей православных, и радости безбожной власти – это одни и те же радости. Десять лет назад был издан сборник, посвященный патриарху Сергию, который назывался «Страж Дома Господня». Название многозначительное. В предисловии к этому сборнику, которое называлось «Предстоятель Церкви мучеников», покойный патриарх Алексий Второй о Декларации писал: «Церковь сказала о том, что, храня верность Православию, она разделяет радости, успехи и неудачи со своей гражданской родиной, тогда – Советским Союзом (а не с большевиками, как говорят недруги Церкви)». Но, конечно же, митрополит Сергий надеялся, что то движение, которое наметилось, когда патриотические силы постепенно приходили к власти, будет и дальше идти. Вот на это сочувствие, на взаимодействие с патриотами среди большевиков, а не с губителями Церкви надеялся. С их патриотизмом, здравым смыслом, а не с их большевизмом.

В.С. – С теми из большевиков, кто искренне заблуждался, но стремился все-таки строить великую Россию, а не хотел ее бросить, как пучок хвороста, в огонь мiровой революции, подобно Троцкому.

о.Н. – Эта разница между ними была существенная. Одни большевики призывали к мiровой революции, а другие были за «построение социализма в одной, отдельно взятой стране». Так они тогда называли стремление строить независимую сильную Россию. И борьба между теми и другими была очень острая, смертельная была борьба. Не за власть как таковую.

В.С. – А если, батюшка, к нашим дням обратиться? Ведь мы видим, что сегодня происходит в мiре. Мiр стоит на пороге третьей мiровой войны. То есть она ведется уже давно, но может вступить и в свою открытую, горячую стадию. И не зря сегодня в мiре говорят о дипломатической победе Владимира Владимировича Путина, президента России. На время удалось оттянуть эту войну. Надо понимать, что хотят разжечь войну сначала на Ближнем Востоке, но главной целью является, конечно же, Россия. Как она являлась целью для Наполеона, как являлась целью для Гитлера, которые стремились строить «новый мiровой порядок». Путин, обращаясь к американским читателям, к американскому народу, написал удивительные слова, очень точные. Обама в своем обращении сказал об исключительности американской нации, а Путин говорит: «Президент США предпринял в своей речи попытку обосновать исключительность американской нации. Проводимая США политика, по словам президента США, «отличает Америку от других». «Вот что делает нас исключительными», – прямо заявил он. Считаю очень опасным закладывать в головы людей идею об их исключительности, чем бы это ни мотивировалось, – отметил президент России в своей статье. – Есть государства большие и малые, богатые и бедные, с давними демократическими традициями и которые только ищут свой путь к демократии. И они проводят, конечно, разную политику. Мы разные, но когда мы просим Господа благословить нас, мы не должны забывать, что Бог создал нас равными». Это слова Владимира Владимировича Путина. Многие сейчас обсуждают эту речь, многие американские политики говорят об этом. Но это же слова православного человека, обращенные, прежде всего, к протестантам, которых большинство среди американцев. Они себя считали исключительными и поэтому индейцев истребляли. Ну, а потом, кто себя считал исключительным? Гитлер. Это ведь тоже был продукт западно-европейской культуры. Он считал исключительным германский народ, который якобы имел право устанавливать «новый мiровой порядок». А сейчас Обама говорит, как либерал-фашисты, которые так же считают себя исключительными и несут «новый мiровой порядок» ракетами и томагавками всем народам.

И вспомним, отец Николай, что 70 лет назад на пути Гитлера встала Россия, и Россия была советская. А когда-то не давала прийти к власти предтече антихриста Наполеону императорская царская Россия. А сейчас – демократическая Россия, со многими нашими неурядицами, нашими многими бедами и нестроениями, которые мы хорошо знаем, – но оказалось, что остановить этот «новый мiровой порядок», вернуть международное право в современную жизнь опять может только Россия. Есть в мiре Китай и Индия, гораздо более многочисленные, Китай сегодня сильнее нас в экономическом плане, а вновь впереди на линии огня стоит именно Россия – и говорит, обращаясь к народам: «Мы стоим за правду». Это удивительная судьба России…

о.Н. – Да, конечно, это так. И поэтому очень важно смотреть не на названия, не на внешнюю сторону, а смотреть на суть, на дух. Какой дух? Как Господь говорил Своим ученикам: «Не знаете, какого вы духа». Очень важно – какого духа. Опять же хочу сказать о патриотическом духе, который присутствовал в то время, 70 лет назад. Нам хочется знать свою историю, понять, как же всё было на самом деле. Во время встречи Сталина с митрополитами был очень интересный момент… Я бы сказал, исторический момент, даже историческое мгновенье какое-то, но очень важное, наступило во время той встречи в Кремле… Кстати, она происходила в день Грузинской иконы Божией Матери. Для верующего человека это, конечно, имеет значение. И во время беседы митрополиты, говоря о нуждах Церкви, сказали Сталину, что не хватает кадров. А действительно, священников-то почти не было. Они были либо расстреляны, либо сидели в тюрьмах, в ссылках, воевали на фронте… Архиереев на свободе почти не оставалось. И Сталин такой вопрос задает: «А почему у вас не хватает кадров?» И вот в свидетельствах об этой встрече говорится, что митрополиты Алексий и Николай немного смутились, а митрополит Сергий сказал потрясающую фразу, блистательную. Он ответил: «Кадров у нас нет по разным причинам. Одна из них: мы готовим священника, а он становится маршалом…» То есть он полностью отверг какие-то заискивания, какую-то неправду, но также и какой-то холод осуждения преодолел, а прибег к доброму юмору, — и это всё Сталин, конечно, мгновенно оценил. Некоторые до сих пор верят, что Сталин вроде был этаким тираном бездушным. Но митрополит Сергий в тот момент надеялся на другое – на то, что их соединяет. На то, что именно соединяет, потому что только на этом можно что-то строить. И он оказался прав. Сталин его тут же понял, оценил его высокий ум, его смирение и доброту… «Да, да. Как же. Я семинарист», – ответил он. То есть он даже не сказал: «я БЫЛ семинаристом», он сказал: «Я – семинарист». И вспомнил, что мать его до самой смерти жалела, что он не стал священником. И дальше уже всё пошло в этом духе взаимодействия, сотрудничества. И они стали обсуждать, что и как делать, ведь огромные же были приняты решения, очень важные изменения последовали. Стали открываться семинарии, академии, храмы, монастыри… Двадцать тысяч храмов открылось. Некоторые критики говорят: ну и что, это же всё было чисто внешнее, всё это лишь показное, большевикам нужно было только показать себя перед иностранцами. Ничего себе, показное! Господь нас опять учит: «Дерево познается по плодам». Значит, смотри, какие плоды. Двадцать тысяч действующих храмов – это что, показное? Когда ходят люди на службы в эти храмы, когда там литургии совершаются, люди причащаются…

В.С. – Интересно, отец Николай, ведь часто говорят: всё это Сталин делал вынужденно, вопреки себе самому, из страха перед немцами. Но на самом деле из страха можно было так поступить в 1941 году, в 1942 году, когда немцы на Волге стояли. А ведь это произошло после Сталинграда, после Курской битвы.

о.Н. – Да, именно после того, как наступил коренной перелом в войне, необратимый, можно сказать, поворот в сторону нашей победы. После победы на Курской дуге, которая была летом 43-го года, наша доблестная армия уже только наступала.

В.С. – Заметим, наступала в погонах, наступала в форме царской армии…

о.Н. – Очень многое было сделано, чтобы вернуться к русской традиции.

В.С. – Мы недавно праздновали и 70-летие открытия суворовских и нахимовских училищ.

о.Н. – А 17 июля, в день памяти святой Царской семьи, было принято решение о восстановлении раздельного школьного обучения, вернули и школьную форму, такую же, какая была в царское время.

В.С. – Батюшка, а меня знаете, что поразило? Я не знал, что, оказывается, новый гимн, написанный в тот год Александровым – бывшим регентом храма Христа Спасителя – вместо революционного гимна, «интернационала» безбожного, – у нас стал исполняться со дня Державной иконы Матери Божией 1944 года.

о.Н. – Да, и еще вот что примечательно. Когда встречались Сталин с митрополитами, то на этой встрече был решен не только вопрос об избрании патриарха, но и о том, как он будет именоваться. Патриарх Московский и всея Руси – так тогда было определено именование предстоятеля нашей Церкви.

В.С. – И в то же самое время был принят текст нового гимна. И тоже, помните? «Великая Русь…»

о.Н. – «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь…»

В.С. – Вместо «интернационала»: «Вставай, проклятьем заклейменный, весь мiр голодных и рабов…»

о.Н. – «Интернационал» богоборческий был отвергнут, Коминтерн был распущен – безбожный коммунистический интернационал, целью которого была «мiровая революция». Первое исполнение по радио нового государственного гимна произошло у нас первого января 1944 года, а уже повсеместно он стал исполняться со дня Державной иконы Божией Матери, с 15 марта.

В.С. – Батюшка, часто можно слышать, что Сталин, как говорят, всё это делал хитро и лукаво, неискренне. Но дело в том, дорогие наши оппоненты, дорогие братья и сестры, что ни мы не знаем, ни вы не знаете, что было в душе у человека. Мы судим по плодам. Храмы открыты? Открыты. Гимн поется? Поется. Униатская ересь на Украине уничтожена. А пришло это сближение государства с Церковью ко Всеправославному Совещанию 1948-го года, на котором была обличена ересь экуменизма.

о.Н. – Обновленчество, которое было величайшей угрозой для нашей Церкви в 20-е годы, окончательно исчезло из церковной жизни…

В.С. – Вместе с лжемитрополитом Александром Введенским и ему подобными…

о.Н. – Да, именно после этой исторической встречи обновленческий раскол практически прекращается. То есть не вывеска, а дух менялся, дух нашего общества. Это, конечно, сделать было не просто. Очень наивно полагать, что Сталин был всесильный человек, который мог делать, что хотел. Такого правителя никогда не было в истории. Это невозможно. Тем более в таких обстоятельствах сложнейших. Конечно, ему мешали очень сильно. Это очевидно. Говорят, что, мол, церкви-то, конечно, открыли, но потом стали их опять закрывать, священников снова стали сажать в тюрьмы. Но ведь было, кому сажать. И до того были те, кто преследовал верующих, и после перемены курса государства многие из них оставались у власти. Власть у них была, и не малая. Троцкисты скрытые оставались наверху, убежденные безбожники. А Никита Сергеевич Хрущёв где был? Да там и был, на самом верху.

В.С. – И как только он стал первым лицом в государстве, пошел второй погром, вторые гонения обрушились на Церковь. Возможно, не менее разрушительные. Хотя в то время людей не расстреливали, но храмы взрывали…

о.Н. – Всё, что происходило после 1948-го года, чем можно объяснить? Сталин «охладел к Церкви»? Митрополит Иоанн (Снычёв) в своей замечательной книге «Русская симфония» этого вопроса тоже касается. Он приводит факты, которые говорят о том, какое в руководстве страны после войны было противостояние сталинской политике в отношении Православной Церкви. Приводит факты того, что правоверные марксисты, коммунисты готовили уже гонения…

В.С. – желали взять реванш…

о.Н. – Да, именно реванш. Готовили постановление об усилении атеистической пропаганды, но Сталин не давал его принять. О том, что Сталин желал улучшения положения Православной Церкви, избрания патриарха согласно своим религиозным убеждениям, об этом объективные историки также говорят. Потому что таковы факты.

В.С. – У нас звонок, батюшка. Мы слушаем вас, говорите, пожалуйста.
Слушатель. – Отец Николай, вот в Молдавии по настоянию Церкви отменили электронный учет населения, а у нас – нет. Разве не должно быть все едино? Почему там пекутся о спасении души, а у нас нет? И вот вы сказали про паспорта электронные, вроде того, что мы чувствуем, что что-то не то. Вот что было сказано прежде: «Зрите, братие, аще и много понудят вас печать или карту прияти, то аще и кровь пролияти, или имение лишитися, то с радостию…» Святой Зиновий Мних, глава 16.

о.Н. – Да, совершенно верно. Борьба идет, битва за души людей. До Второго Пришествия будет идти борьба против каждой души, против каждого человека. Мы это прекрасно видим. Конечно, зло с добром все время сражается. И мы с вами – воины Христа Бога. Когда нас крестили, то каждого из нас так назвали. И эта наша православная воинская рать сильна молитвой каждого человека. Каждым постным днем, каждой победой над своими греховными мыслями, чувствами. Враг нападает на каждого из нас, каждый из нас может и должен сражаться с невидимым врагом. Батюшка Николай Гурьянов говорил: «Как можно чаще истово осеняйте себя крестным знамением, драгоценные мои».

В.С. – Батюшка, просим всех сугубо помолиться, ведь сегодня день особый. 101 год назад в этот день был убит верный царский слуга и великий государственный деятель России Петр Аркадьевич Столыпин.

о.Н. – Царствие ему Небесное, вечная память.

В.С. – Был убит теми, кто хотел разрушить Русское Царство. Убивали верных Царю слуг. Господь попустил такому великому человеку, как Петр Аркадьевич, положить жизнь за Царя, за Россию. Мы знаем, что он – настоящий мученик, великий русский патриот Петр Аркадьевич Столыпин.

о.Н. – Столыпин был за великую Россию, а не за великие потрясения.

В.С. – Да, это его знаменитые слова. И просим помолиться за упокоение новопреставленного Евгения. Замечательный иконописец недавно ушел из жизни. Просим помолиться и о скорбящей супруге его Наталье. Евгения Чиркова любили и уважали все, кто его знал…

о.Н. – Царствие ему Небесное.

В.С. – Вчера было отпевание новопреставленного раба Божия Николая, полковника Николая Николобая, летчика, героя афганской войны. Те кто читал книгу Виктора Николаева «Живый в помощи Вышняго», помнят о чудесах, явленных Николаю в небе Афганистана. Замечательный был человек, настоящий герой. Вчера Виктор рассказывал, что когда отпевали его боевого друга, собрались многие командиры полков, командиры эскадрилий – бывшие ученики Николая. Николобай летал до последнего дня. Был инструктором вертолетного центра, учил летчиков. Сердце остановилось во сне. Зря война не проходит… Он был тяжело ранен в Афганистане. Когда с Николаем прощались, салют был воинский. Виктор говорил, что слезы на глазах были у его учеников. Во время прощания прилетели и зависли над его гробом два вертолета – отдали честь командиру. Просим помолиться о новопреставленном воине Николае.

о.Н. – Царствие Небесное русскому воину Николаю!

В.С. – Батюшка, мне хотелось бы вот о чем сказать. Ведь во время Великой Отечественной войны, во время той исторической встречи страна переживала очень тяжелое время. Угроза была для жизни народа русского.

о .Н. – Смертельная угроза была.

В.С.- Да, именно смертельная. И государство к кому обратилось? К Церкви обратилось. И вот сегодня некоторые либералы очень недовольны, кричат: Церковь сращивается с государством. А мне кажется, что президент Владимир Владимирович Путин и многие верующие русские люди, которые есть наверху, у власти – они чувствуют такую же угрозу приближающейся к нам войны. Как когда-то была война в Испании, перед Второй мiровой, так же сегодня идет война в Сирии. И вновь эти верующие люди во власти искренне обращаются к Церкви.

о.Н. – В том-то и дело. Есть такое замечательное наше народное выражение: «Чужая душа – потемки». Человеческая душа – это сложное создание Божие. И человек часто сам себя не понимает. И мы не знаем, почему нам приходит та или иная мысль. Почему мы так, а не иначе порой поступаем? Душа не лежит, совесть не велит – есть такие понятия, которые всем нам очень близки. Это ведь с каждым бывает. Святые отцы говорили: «Прежде смерти ни в ком не отчаивайся». То есть, выходит, патриарх Сергий опять же основывался на словах святых отцов. Раз прежде смерти ни в ком не нужно отчаиваться, значит нужно всегда надеяться на лучшее в каждом человеке. И помнить, что Господь всех хочет спасти и всем желает в разум истины прийти. И так было всегда. И поэтому вешать ярлыки, отметать человека – мол, с тобой все ясно, – это не соответствует правде жизни.

В.С. – Вообще жизнь гораздо сложнее всяких схем. Мы с отцом Александром Шумским в эфире радиостанции говорили о том, что история наша не терпит черно-белых схем. И отец Валериан Кречетов об этом тоже не раз говорил…

о.Н. – «Что Бог творит, никому не говорит»…

В.С. – Отец Валериан часто вспоминает своего наставника, отца Сергия Орлова…

о.Н. – Иеромонаха Серафима в постриге. Когда вовсю шли хрущёвские гонения, ему говорили: «Ну, уж теперь, видно, всё, конец!» Настолько было серьезное положение, когда всё вроде указывало на то, что скоро закроют последние храмы – к тому всё идет. Объявили скорое наступление коммунизма – и, конечно, без всякой религии. Троцкизм, казалось, вернулся в чистом виде. А отец Сергий говорил: «Да нет, кто его знает… У Бога столько средств… Он может всё вот так повернуть», – и переворачивал ладонь.

В.С. – Вспоминает отец Валериан и то, как его родной отец, протоиерей Михаил часто говорил в подобных случаях: «А Бог-то? А о Боге-то забыли…»

О.Н. – Да, он часто вспоминает слова своих наставников и нам их передает, а мы – дальше… У него среди духовных наставников много было людей, которых мы почитаем в числе всех русских святых – и прославленных, и еще не прославленных.

В.С. – Батюшка, а я хотел бы вспомнить историю, которая произошла несколько лет назад перед избранием Святейшего Патриарха Кирилла. Мы с нашими паломниками приехали помолиться к чудотворным иконам Пресвятой Богородицы в Богоявленский собор в Елохово. Приложились к Казанской… Не помню, успели ли все паломники приложиться к мощам святителя Алексия… А в храме находилось сорок пять человек наших паломников, один автобус, и еще, может, было человек пятнадцать-двадцать в это время. И вдруг служители засуетились, расстилают ковры. Входит местоблюститель патриаршего престола, в то время митрополит Кирилл, и с ним – представляете, батюшка? – больше трехсот архиереев. Весь Архиерейский Собор, который в те дни собрался в Москве для избрания Патриарха Московского и всея Руси. И Святейший Патриарх, а тогда еще местоблюститель митрополит Кирилл, служит молебен святителю Алексию, а затем – панихиду по почившему патриарху Алексию Второму и по патриарху Сергию. И после панихиды прозвучало слово митрополита Кирилла – жаль, если никто его не записал… Он сказал: «Здесь покоятся два великих русских патриарха. Патриарх Сергий отстоял Церковь в годы, когда казалось, что всё будет разрушено. Он сумел отстоять ее своим подвигом, своей молитвой. А патриарх Алексий возрождал то, что сохранил патриарх Сергий. И два патриарха покоятся рядом».

о.Н. – Недавно была высказана мысль о том, что если бы не было поворота 1943 года в отношениях Церкви и государства, то вряд ли был бы тот духовный подъем, какой начался у нас в 1988-м году. Мы в этом году отмечаем и четверть века памятного празднования 1000-тия Крещения Руси, с которого началось наше духовное возрождение…

В.С. – У нас еще один звонок. Слушаем вас, говорите, пожалуйста.

Слушатель. – Несколько минут назад вы обсуждали тему возрождения Церкви во времена Сталина. Вы знаете, очень бы хотелось вспомнить очень важное событие, ключевое событие, после которого это и произошло. По молитвам митрополита Ильи явление Богородицы, Которая сказала ему, чтобы передали властям, что необходимо открывать церкви и священников возвращать на свои места.

В.С. – Митрополит Гор Ливанских Илья (Карам) Антиохийского Патриархата молился в самые грозные дни 1941 года за нашу страну. И как раз в эти дни страдают наши православные братья, христиане Антиохийской Церкви…

о.Н. – Мы сейчас за них молимся, а они молились за нас в то время. Это и есть единение православных христиан в молитве, великая сила.

В.С. – А как они Россию чувствовали!.. Такая же скорбь была там, по описанию очевидцев, когда убили нашего Царя-мученика. Православные арабы на Востоке восприняли это как вселенскую катастрофу, как разрушение мiра. И сегодня кто за них заступается? Кто заступается за христиан? Ведь сегодня убивают христиан на Востоке, разрушают христианские святыни. На монастырь святой Феклы в Сирии напали. Митрополит Иларион взывает: убивают христиан, открытые гонения на христиан идут. Весь мiр молчит, а «постхристианская», как они о себе говорят, Европа и «постхристианские» США, то есть уже откровенно сатанинские, с парадами содомитов и прочими мерзостями, они даже не то что не волнуются о том, что происходит, они даже злорадствуют, зная, что уничтожают христиан, разрушают храмы в Святой Земле. И кто же сегодня заступается за Сирию, за гонимых христиан? Россия.

о.Н. – Вот такой Промысл Божий о нас. Не сами мы так решили, но эта жертвенность, то, что мы так чувствуем чужую беду – такая у России судьба, данная нам Богом.

В.С. – Батюшка, а когда рассуждают о том времени, то часто говорят: ну как же, большевики, коммунисты все были в те годы, своими идеями руководствовались… Но и отец Валериан говорил недавно, помните, на «круглом столе» в газете «Русь Державная», что не всё было так однозначно, что и среди коммунистов были разные люди, и глубоко верующие встречались…

о.Н. – Да всё было не так-то просто. Вот маршал Борис Михайлович Шапошников…

В.С. – Это был верующий человек, царский офицер, полковник…

о.Н. – Во время Первой мiровой войны он служил в Польше, в Ченстохове, и спас чудотворную Ченстоховскую икону Божией Матери – великую святыню. Тогда похитили Ченстоховскую икону, хотели увезти в Америку, и глава местной власти попросил: «Панове офицеры, помогите!» Шапошников своих воинов сразу разделил на три отряда, и они в разные стороны бросились в погоню. Борису Михайловичу с его воинами удалось нагнать похитителей, и он возвратил главную польскую святыню в храм. А в 1918 году Борис Михайлович добровольно вступил в Красную Армию. В конце 30-х годов и в первые годы Великой Отечественной войны был начальником Генерального штаба нашей Армии. И постоянно молился Богу о России. Мне рассказывала невестка маршала, что она как-то утром видит: ее супруг, генерал-лейтенант Игорь Борисович Шапошников, молится перед иконами со словами: «Спаси, Господи, мою Родину и русский народ». Она спрашивает его: «Кто тебя научил так молиться?» – «А так всегда молился мой отец», – ответил он. Маршал Советского Союза молился с земным поклоном…

В.С. – Борис Михайлович Шапошников – единственный человек, к которому Сталин обращался по имени-отчеству.

о.Н. – Он его очень уважал. В том числе и потому, что Шапошников никогда не скрывал свою веру. И всё это говорит о том, что нам нужно очень и очень внимательно относиться к той эпохе, стараться спокойно разбираться в тех событиях, искать правду о нашей истории. Не отметать многое, непривычное для наших представлений, как якобы «мифы». Напротив, радоваться всему тому положительному, что мы встречаем в свидетельствах очевидцев. Люди совершенно разные, не сговариваясь, с разных сторон приносят факты, которые подтверждают друг друга и опровергают настоящие мифы, ломают пропагандистские стереотипы, доносят до нас правду. Эту правду вовсе не отметали, а принимали люди, которые жили в то время. И какие люди? Люди святой жизни. То, о чем напомнила нам наша слушательница – о явлении Матери Божией Илье (Караму), митрополиту Гор Ливанских, – об этом же и отец Моисей (Боголюбов) говорил, лаврский старец – он относился к этому свидетельству с полным доверием. И отец Василий Швец, который его до нас донес, который был очевидцем приезда митрополита Ильи в Ленинград в 1947 году. И отец Петр (Кучер), фронтовик, тоже замечательный старец. И покойный уже ныне отец Сергий Лавров, который воевал в финскую, потом прошел всю Великую Отечественную, вернулся домой в 1946-м году и рассказывал: бывало, машина вся изрешечена пулями, а он – с молитвой – живой…

В.С. – У нас звонок. Только кратко, пожалуйста, осталось всего несколько минут.

Слушатель. – Отец Николай, у меня к вам вопрос. Мне дали почитать ваше письмо из интернета к Михаилу Прохорову. У меня своего интернета нет. Вот я интересуюсь, а была ли какая-нибудь реакция на это, какой-нибудь там отклик или что?

о.Н. – Я не встречал никакого отклика. Но, может быть, и была какая-то реакция. Самое главное, что мы смотрим на происходящие события и видим: слава Богу, то, что провозглашалось Прохоровым, в жизни не осуществляется…

В.С. – То есть не осуществляются антицерковные желания Михаила Прохорова и его единомышленников…

о.Н. – Мы вспоминали сегодня несколько раз приснопамятного митрополита Иоанна (Снычёва), замечательного нашего архипастыря. Он был молитвенник, настоящий старец. Господь сподобил с ним не раз встречаться, с первого раза было впечатление: это святой человек. А в этом году прочитал внимательно его книгу «Русская симфония». И всем очень советую ее прочитать. Она есть и в интернете. Ее нужно не только читать, ее хорошо бы изучать. Мы говорим сейчас о том, каким должен быть новый учебник русской истории. Мне кажется, этот учебник уже есть. Это книга митрополита Иоанна. В этой книге он очень глубоко, с православной точки зрения рассматривает всю нашу историю от Крещения Руси. И при этом вся его книга обращена в наше время. Всё в ней направлено на то, чтобы преодолеть нынешнюю смуту. Как когда-то на Руси смутные времена преодолевались нашими предками. Вспомним, как они отмаливали свою Родину. Нам сейчас тоже вручена наша Родина для того, чтобы мы отмаливали свою страну и выводили ее из смуты. И, кажется, Россия с Божьей помощью постепенно начинает выходить из смуты. Так что можно просто посоветовать устраивать семинары в наших учебных заведениях по этой книге. Особенно это важно для подростков, для юношества. В воскресных школах это уж точно можно было бы организовать. В этой книге и глубокая православная вера, и знание всех исторических концепций наших историков прошлого. И, конечно, огромная любовь к России. А что нам еще нужно от учебника истории? Какая главная цель изучения русской истории? Чтобы дети знали нашу Родину и любили ее. Любили ее со знанием правды о нашем прошлом, с пониманием сути своей истории. Потому что вся правда нашей истории как раз и призывает нас, действительно, любить, и беречь, и ценить, и отмаливать, и защищать нашу Родину, если, не дай Бог, враги опять, по наущению диавольскому, захотят нарушить наш мирный покой.

В.С. – Батюшка, завершая нашу передачу, скажем, что вся клевета и ложь все же не пристанет к образу святейшего патриарха Сергия (Страгородского).

о.Н. – Можно даже сказать, что святейший патриарх Сергий Богу угодил, творя Его святую волю. О чем и говорит его интронизация и восстановление патриаршества у нас в 1943 году.

В.С. – Наша передача подошла к концу. Сегодня в нашей студии был священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Пресвятой Богородицы в Жуковском. Вел передачу Виктор Саулкин.

 

Наш адрес

140130, Московская обл., Раменский г.о., д.п.Кратово, ул.Нижегородская, д. 17

тел. (495) 556-10-43,

(925) 654-19-11

Схема проезда

Поиск по сайту

Наш баннер