«Молись Богу: от Него победа!»
Генералиссимус А.В.Суворов
Дорогой друг! А знаешь ли ты, отчего человек сквернословит? Ты, наверное, думаешь, что от некультурности или необразованности, а может быть, от легкомыслия? Нет, причина глубже. Ведь то, о чем говорят уста, зависит от состояния сердца, «ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12, 34). Русская пословица гласит: «От гнилого сердца и гнилые слова». Когда сердце человеческое развращается, гнилые, скверные слова появляются как признаки духовного разложения. Господь поучает нас: «Исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека» (Мф. 15, 18). Значит, сквернословие – это только признак избытка скверны в сердце. Если не очищено у человека сердце, а переполнено грехом, то льется из него сквернословие неудержимым потоком. Такой человек является виновником гибели не только своей, но и своих ближних. Ведь скверна, изрыгнутая его нечистыми устами, входит в уши и сердца окружающих людей, в том числе невинных детей. Сквернослов навязывает им свои мысли, соблазняет душу и нередко располагает к гнусному подражанию. Таким образом, сквернословы являются виновниками разврата людей, учителями безнравственности, вольными или невольными губителями душ человеческих, соблазнителями невинных, то есть слугами дьявола. Сквернословие незаметно разрушает целомудрие и благопристойность, разжигает плотскую похоть, порождая половую распущенность. Ведь не случайно подбор слов у сквернословов сосредоточен вокруг совершенно определенной темы.
Мы мало задумываемся о вреде сквернословия и порой не считаем его большим злом. Мат служит многим как бы для приправы, для связки слов; но ведь рядом с хулой словесной всегда происходит хула действием, то есть хулиганство. Они выросли на одной почве и разрушают богоподобие нашей человеческой личности. Сквернословие – это первый шаг к растлению, а отсюда открыт шаг и к более тяжким преступлениям. И не нужно искать виновников нестроений нашей жизни, когда мы сами, отвергнув православный образ жизни, дали над собой власть бесовским силам. Ведь это мы сами заражаем всё вокруг себя вирусом этой болезни, это мы каждодневно вливаем яд сквернословия в сердца своих ближних, сеем плевелы зла в сердца подростков. Семена эти, прорастая в нас терниями, заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым, гордым, способствуют быстрому развитию дурных наклонностей.
Душа человека – тонкий и сложный организм. Творец, дав нам дар слова, тем явно отличил нас от животных. Темные силы желают через это отличие подчинить и уподобить нас себе, но дар слова дан человеку не для того, чтобы он потешал бесов, а для служения Богу и ближним.
Следует помнить, что дурные привычки приобретаются легко, но избавиться от них трудно. Коварный дух клеветы и хуления цепко держит в своих лапах заблудшие, отпавшие от Христовой Церкви души.
Так можем ли мы, простые русские люди, быть равнодушными свидетелями нравственного разложения нашего народа, распада исконных духовных ценностей нашего Отечества? Должны ли мы молчать, когда загнивает душа русского народа, отвращаясь от Бога? Положим в своей речи запрет для слов пустых и скверных, ибо следует помнить слова Господа Иисуса Христа: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда, ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36–37). Каждому из нас предстоит на Страшном Суде ответить не только за все дела наши, но и за каждое сказанное нами слово.
Дорогой друг, подумай, а какой ответ сможешь дать Богу ты?
_____
Святитель Иоанн Златоуст
О МАТЕРНОМ СЛОВЕ
Не подобает, братие, православным христианам матерью ругатися во брани, понеже есть Мати Божия. Пресвятая Дева Мария роди Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, юже познахом Госпожу заступницу и молебницу нашу, всякому человеку в скорбех покровительницу и спасение душам нашим.
Вторая мати всем человеком, от нея же родихомся и познахом свет сей и от сосец ея воздоихомся, сия мати человека, яко труды и болезни понесе, всякую нечистоту нашу приняла, обмыв и обвив, воспитала нас и одея.
Третья мати наша земля: от нея же первый человек Адам от Бога сотворен, от нея кормимся, пищи и одежды приемлем, во ню же и паки возвратимся, во гроб вселясь.
Аще который человек в который день избранится матерно, в тот день у того человека уста кровию закипаются, горят пеною, и паром скверным смрад исходит из уст его: и тому человеку, аще не раскается, не подобает в церковь Божию внити, ни Евангелия целовати и икон святых, и креста, и Причастия давать. Того человека, не удержавшагося от проклятого слова матернаго, Ангел хранитель плачется, а диавол радуется.
Сего ради, братие и сестры, молю вас, не бранитеся матерно, удерживайте язык свой, своим бо самовольством от Бога удалихомся злаго ради и неподобнаго слова, за скудность ума вашего, в матерное слово вводите человека. Писано бо есть во святом Евангелии: «яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный» (Мф. 12, 36).
Егда кто матерными словами ругается, тогда у престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека того отнимает и Сама отступает, и который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергнет, понеже матерь свою ругает и горько ее оскорбляет. С тем человеком не подобает нам ясти и пити, аще не отстанет от онаго матернаго слова.
За срамословие Бог попущает на человека беды, напасти и многия болезни. Сего ради, братие и сестры, отстанем от злаго обычая поганых человек и послушаем святаго Апостола Павла, глаголющаго сице: «Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших» (Посл. к Ефесянам, 4, 29), но паче Иисусову молитву восприимем, и вечныя муки избавлены будем во веки веков. Аминь.
______________
Юже — которую.
Во ню же — в нее же.
Егда — когда.
Сице — так.
Иисусова молитва — «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».