18 марта, накануне принесения иконы Божией Матери «Умиление» (Локотская) в Санкт-Петербург, святыня посетила в Москве редакцию газеты «Русь Державная».
Икона является копией литографии знаменитой Дивеевской иконы, перед которой молился преподобный Серафим Саровский. После спасения жительницей поселка Локоть (Брянская область) этой копии иконы от поругания она замироточила и явила многочисленные чудеса исцелений и благодатной помощи верующим.
В 2003-2005 годах по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II редакция газеты «Русь Державная» организовывала крестные ходы с Локотской иконой Божией Матери «Умиление». В газете опубликованы многочисленные статьи об этих крестных ходах и о самой иконе.
В пятилетнюю годовщину воссоединения Крыма с Россией и на другой день после празднования Торжества Православия эта икона была принесена в редакцию газеты «Русь Державная».
В течение дня перед ней служились молебны с акафистом. Икона мироточила. Редакцию посетили и молились перед принесенной святыней депутаты Государственной Думы С.А. Гаврилов и В.Г. Поздняков, известный государственный деятель А.П. Торшин, Генеральный директор Института Русского Афона В.И. Пирогов, руководитель Православного содружества Святой Горы Афон «Святогорец» И.В. Фролов, сотрудники редакции, волонтеры, друзья и читатели газеты.
Сопровождает икону Юрий Иванович Шишков, помощник правящего архиерея Железногорской епархии — епископа Вениамина (Курская митрополия).
Главный редактор газеты «Русь Державная» Андрей Николаевич Печерский предоставил Ю.И. Шишкову слово. Юрий Иванович напомнил, что образ Матери Божией «Умиление» — это любимый образ преподобного Серафима Саровского, который он называл «радость всех радостей». Перед иконой «Умиление» он молился всю свою жизнь, перед ней и почил, стоя на коленях. Он основатель последнего, четвертого удела Матери Божией — Серафимо-Дивеевской обители, которая была в 30-е годы разгромлена. «Но монахини спасли икону, которая долгое время передавалась от одного хранителя к другому, а после смерти последнего ее передали Святейшему Патриарху Алексею II. Для Дивеевского монастыря был изготовлен список иконы. Святыня, которую мы привезли, является копией литографии Дивеевской иконы, копией, которая была обретена более 20 лет назад в поселке Локоть Брянской области.
Произошло это так: жительница поселка пошла в местный магазин за покупками и увидела на прилавке календарь с ликом Матери Божией, обыкновенный плакатный календарь. Он был просрочен, продавщица хотела его выбросить. И она его купила, чтобы не допустить осквернения образа Матери Божией, принесла домой и, отрезав численник, повесила на стену как икону. По прошествии времени образ стал благоухать и мироточить. Об этом сообщили правящему архиерею, в то время архиепископу Брянскому и Севскому Мелхиседеку (Лебедеву). К его приезду икону решили поместить в рамку, сняли ее со стены и увидели, что на обратной стороне Матерь Божия явила другой образ, но только уже нерукотворный.
Впоследствии икону повезли на поклонение в Псков, в Снетогорский женский монастырь, и перед этой иконой молился архимандрит Гермоген (Муртазов), духовник Псковской епархии, батюшка недавно почил в схиме. Он взял икону и ушел с ней в затвор на трое суток. А выйдя из затвора, сказал так: «Этой иконе Господь дал особые, сугубые дары. Она будет притягивать к себе людей. Бесплодные женщины, помолившись перед иконой, будут рожать здоровых детей. Она будет исцелять раковых больных, будет помогать находить без вести пропавших людей, и не только живых, но и мертвых. Этой иконе дана сила и власть менять жизненный путь каждого человека, кто будет с верою к ней обращаться».
С тех пор происходят чудеса исцелений. И едут к иконе уже люди, можно сказать, со всего мира. В 2003 году она получила всероссийскую известность. Это был год, когда мы отмечали столетие прославления преподобного Серафима. И по инициативе редакции газеты «Русь Державная» готовился пеший крестный ход из Курска в Дивеево. Курск, вы знаете, родина Серафима Саровского. И, ныне уже почивший митрополит Курский и Рыльский Ювеналий благословил этот крестный ход, потом его благословил Святейший Патриарх Алексий II. И в этом крестном ходе принимало участие сразу три иконы. Главной была «Знамение» Курская из покоев владыки; Приглашенная мироточивая икона «Умиление» из поселка Локоть и, конечно же, икона Серафима Саровского из скита Серафима Саровского монастыря Коренная пустынь.
Далее помощник епископа Железногорского Вениамина Ю.И. Шишков поделился воспоминаниями об этом удивительном крестном ходе Курск-Дивеево. Сообщенное им кажется невероятным, кого-то может привести даже в смущение, но очевидцами событий были десятки участников крестного хода из разных городов России, священники, принимавшие молитвенное шествие по пути его следования. Есть публикации московских и курских православных журналистов в газете «Русь Державная», посвященные этому крестному ходу.
«Чтобы рассказать, свидетелями каких чудес мы тогда были, понадобится несколько часов. Это радуги в безоблачном небе, разной формы, кресты из облаков, многочисленные исцеления. Мироточения всех без исключения икон, которые участвовали в крестном ходе — и главных, и тех, которые крестоходцы несли на груди. Мироточение храмовых икон. Это выглядело так: когда крестный ход входил в храм, начинали служить молебен, и с первых слов молебна тут же начинали мироточить храмовые иконы и фрески. Таких чудес больше уже не было никогда. Это было только в одном 2003 году.
Особенно запомнился Сапожок Рязанской епархии. В этом населенном пункте источник с купелью, а над купелью построена часовня. И когда прочитали акафист иконе Матери Божией, то в этой часовне замироточила бумажная литография иконы «Умиление». Миро источалось в таком количестве, что вся поверхность купели была им покрыта. И, искупавшись в этой купели, участники крестного хода долгое время ходили благоухающие, волосы очень легко впитывают запах.
По завершении Курского крестного хода нас разместили в Дивеево в одном из палаточных лагерей. Их было несколько, потому что в Дивеево на торжества приехало около 100 тысяч человек. Но основные торжества были не в Дивеево, а в Сарове. Саровский мужской монастырь, где подвизался батюшка, был в 30-е годы тоже разгромлен, как и Дивеевский. И позднее, после того, как американцы испытали атомную бомбу, на этом месте был построен военный завод по производству ядерного оружия. Город режимный, секретный, совершенно закрытый. В советский период город назывался Арзамас-16, сейчас ему вернули прежнее название — Саров. Тогда, в 2003 году Саров был избран центром торжеств, туда приехали делегации Поместных Православных Церквей со всего мира, высшие руководители федеральных органов власти, Президент России В.В. Путин.
Конечно, никто из нас туда даже не мечтал попасть, но накануне основных торжеств в наш палаточный лагерь приехал представитель оргкомитета. Был поздний вечер. Расспросив хранительницу святыни Наталью об иконе, он произнес загадочную фразу: «Да, по всей вероятности, это та самая икона и ей нужно быть завтра в Сарове». И на вопрос «почему?» ответил так: «А вы что, разве не знаете? Ведь завтрашний Крестный ход еще при жизни предсказал Серафим Саровский, он говорил: «Придет время, пойдет Крестный ход из Сарова в Дивеево, народу будет, как колосьев в поле, а впереди будут нести чудотворную икону». И Святейший считает, что Серафим Саровский имел ввиду именно вашу икону. Почему Патриарх принял такое решение, мы не знаем до сих пор. Нам неизвестно, какое было ему откровение, ведь для этого исторического Крестного хода он бы мог взять оригинал иконы из Москвы, перед которой и молился преподобный Серафим Саровский, а мог бы взять Дивеевский список, он тоже почитается как чудотворный. Но Святейший выбрал доселе никому неизвестную литографию, которая пришла в Дивеево Курским крестным ходом, организованным газетой «Русь Державная». Так или иначе, но именно на этой иконе исполнилось пророчество, и теперь мы можем утверждать, что явление этой иконы предсказал сам Серафим Саровский. И конечно, сейчас, глядя на нее кто подумает, что когда-то это был всего лишь обыкновенный бумажный календарь.
Ризу на эту икону делали в Софрино. Сейчас этот человек уже на пенсии, он работал тогда начальником цеха и исполнял заказы Патриарха Алексея II. И когда он взялся изготовить ризу на эту икону, то было принято решение вначале ризу сделать не на лицевую сторону, которая смотрит на вас, а ризой одеть вначале обратную сторону иконы, нерукотворный образ. И он решил ризу сделать так, чтобы этот нерукотворный образ ризой одеть по контуру. И когда он работал, то заметил, что, оказывается, кроме лика Матери Божией здесь присутствует еще одно изображение, которое раньше до него никто не замечал. И это неудивительно, потому что этот образ находится внизу нерукотворного изображения в необычном положении. И мы его все с вами прекрасно знаем. Знаем по изображении на Туринской плащанице — Лик распятого и воскресшего Иисуса Христа. Само по себе это изображение действительно очень необычное, потому что Он изображен вниз головой. Но именно так каждая мать носит дитя под сердцем. Он вниз головой по человеческому естеству.
С этой иконой связано много пророчеств Серафима Саровского. Батюшка говорил так: «Придет время, и Господь помилует Россию, он приведет ее путем страданий к великой славе, и вместе с Россией и вокруг России все православные славянские народы вновь соединятся вместе и составят единый православный океан».
А еще он говорил: «Кто ко мне приедет, тот будет моим гостем, а кто ко мне пешочком придет, тот станет моим деточкой».
Пророчество батюшки Серафима, именуемое Великая дивеевская тайна: «Где пройдет Матерь Божия Пречистыми стопами, это будет граница, которую не переступит антихрист. Придет он в мир, а там, где пройдет Пречистая, там встанет канавка до небес, и не пустит его». И в знак того, что так и случится, он благословил вокруг Дивеево выкопать канавку. А еще благословил привезти из Иерусалима саженцы серебристого тополя. И эти маленькие прутики по его благословению были привезены из Иерусалима и посажены по брустверу канавки. Когда Дивеевский монастырь разгромили, канавку тоже закопали, засыпали. На этом месте люди построили свои дома, коровники, свинарники, даже память о монастыре была уничтожена. Но вот эти маленькие прутики выросли, превратились в огромные деревья. Некоторые даже погибли от старости. И когда стали восстанавливать Дивеевский монастырь, благодаря этим тополям удалось восстановить канавку примерно такой же, какой она была при Серафиме Саровском. Минувшим летом мы вновь были в Нижегородской митрополии и проходили по этой канавке. Знаете, сколько этих тополей осталось? Всего два. И они уже ветхие. Пройдет год-два и не будет ни одного. Такое впечатление: они как люди исполнили свое предназначение на земле и ушли в иной мир. Эти тополя сберегли Дивеевскую канавку.
Когда люди узнали о пророчествах Серафима Саровского, многие поехали в Дивеево. Стали там покупать дома, строиться. Это понятно — каждому же хочется спастись. Но вот если читать это пророчество буквально, получается, что спасутся только те, кто живет в Дивеево. Ведь батюшка не говорил о том, что канавок этих много будет. Он говорил лишь только об одной-единственной канавке. Хотя, само название пророчества «Великая тайна», предполагает, что так буквально пророчество читать нельзя. Он там что-то сокрыл. А вот что? Несколько лет назад мы попали еще к одному старцу — схиархимандриту Власию (Боровский монастырь близ Калуги). И отец Власий про эту икону сказал так: «Эта икона является прообразом дивеевской канавки. Чем больше вы с этой иконой успеете обойти стран и народов, тем больше она успеет спасти людей от антихриста». И отец Власий очень просто и понятно объяснил. Он сказал: «Смотри, после того, как мастер нерукотворный образ одел ризой по контуру, то на иконе этот образ стал похож на стопочку — отпечаток ножки. На иконе появилась стопочка правая». А спустя два года, когда совершался крестный ход «Москва — Минск — Киев», ризой была одета и лицевая сторона. И на иконе появилась стопочка левая. Таким образом у этой иконы сразу две стопы. И они разные. Вот Она и ходит сейчас в образе этой иконы пречистыми стопами, дивеевской канавкой защищая свой народ.
Когда мы прочитали в пророчествах, что тот, кто придет к батюшке Серафиму пешочком, том станет чадом батюшки, и мы подумали, а ведь мы тоже стали духовными чадами батюшки. Вольно или невольно. Тогда, в 2003 году в Дивеево шло сразу 20 крестных ходов со всей Руси Святой. И все эти люди, которые тогда к батюшке пришли пешочком, вольно или невольно стали его духовными чадами. И мы подумали, что мы, маленькие люди, могли бы сделать полезного? Какое это было время? Республики, некогда единого Союза продолжали бежать друг от друга как можно дальше в надежде, что врозь все заживут богато, весело и счастливо. А вместо этого на постсоветском пространстве полилась кровь и льется она по сию пору. И что может маленький человек? Казалось, да ничего не может. Мы ведь с вами даже и молиться-то не можем. Ну, хоть не можем молиться, так будем молиться ногами, подумали мы..
И вот такую возможность Господь очень скоро дал. В 2005 году мы отмечали 60-летие Победы в Великой Отечественной войне, и эта дата послужила поводом обратиться к Святейшему Патриарху Алексею II с просьбой, чтобы он благословил крестный ход по маршруту Москва — Минск — Киев, чтобы крестным ходом соединить столицы нашего триединого русского народа: Руси Великой, Малой и Белой. И конечно же, как и предыдущие крестные ходы, этот ход снова организовывала редакция газеты «Русь Державная». И такое благословение Святейший нам дал, правда, не без колебаний, потому что время было очень сложное. И тот крестный ход начинался в главной святыне России — в Успенском соборе Московского Кремля. И Святейший Патриарх Алексей II провожал нас лично сам. На Славянской площади в Москве он благословил нас иконой Георгия Победоносца, небесного покровителя русского воинства. С тех времен эта икона ежегодно участвует во всероссийских, а теперь уже и международных крестных ходах.
За эти годы Матерь Божия в образе иконы «Умиление» прошла по дорогам России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Абхазии, Приднестровья только пешими крестными ходами уже около 14 тысяч километров. А сколько она проехала на автомобилях, да кто может это сосчитать? Это Чехия, Словакия, Румыния, Болгария, Грузия, Армения и другие страны. Сейчас никто не возьмется предсказать, сколько лет вообще будут чудеса от этой иконы, и сколько она будет еще ходить. И какими будут очертания той канавки, о которой говорил преподобный Серафим Саровский.
Канавка прошла и по Крыму, который вернулся вновь в Россию, и сегодня мы отмечаем ровно пять лет с момента воссоединения Крыма и России. В 2009-2010 годах мы Крым с этой иконой пешим крестным ходом обошли весь. Было время разбрасывать камни, а теперь наступило время камни собирать.
Тайна канавки дивеевской приоткрылась. Приходит понимание, что говоря про канавку эту, батюшка Серафим Саровский имел ввиду всю нашу Святую Русь. Ту Русь, о которой говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «На костях мучеников, как на крепком фундаменте, Господь воссоздаст Русь новую, но по старому образцу, крепкою своей верой в Господа нашего Иисуса Христа и во Святую Троицу».
Да, только вот народ наш во многом это понятие утратил, что же это такое, эта самая Святая Русь? А ведь это, прежде всего, есть подножие Престола Божия, Дом Пресвятой Богородицы. Так давайте мы с вами будем русскими не по названию, а по духу и по вере!
В 2013 году эта икона была передана Железногорской епархии Курской митрополии. Хотя она явилась на Брянской земле, но семью, в которой произошло это чудо, долгое время окормлял игумен монастыря Коренная Пустынь, иеромонах Вениамин. В 2012-м году он стал епископом Железногорским и Льговским, поэтому хранители иконы передали святыню тому архиерею, которого очень хорошо знали».
В завершение своего выступления Ю.И. Шишков обратил внимание присутствующих на капельки миро, выступившие на стекле иконы. «В 2004 году к нам приезжала комиссия из Московской Патриархии, которую возглавляет известный ученый, профессор, академик Павел Васильевич Флоренский. Тезка того самого священника Павла Флоренского, расстрелянного в годы гонений. И миро от иконы брали на исследование. Но наша Церковь не имеет своих лабораторий, эти исследования производились в лабораториях МВД и ФСБ. И ученые этих спецслужб так и не смогли определить состав миро. Хотя известно, что в основе его находятся масла, похожие на наши земные: подсолнечное и оливковое. Но что здесь содержится еще, определить не смогли, потому что сравнить не с чем. На земле нет аналогов этого вещества, ведь оно неземного происхождения.
Это миро обладает уникальным свойством: помогает исцелять болезни, с которыми не может справиться современная медицина. И за эти годы мы были свидетелями исцеления не только бесплодия и рака, о которых говорил батюшка Гермоген. Церебральный паралич, трофические язвы, сахарный диабет, гемофилия, анорексия и множество других неизлечимых болезней. Это все те болезни, которые имеют преимущественно духовную причину. Миром от этой иконы можно лечиться. Конечно, не как кремом или таблеткой, а с молитвой, потому что оно помогает не магически, не мистически. Оно помогает, отзываясь на нашу молитву. Чем сильнее проблема, тем сильнее должна быть молитва. Но люди современные совершенно перестали молиться и не молятся совсем, никогда и никак.
Спаси Вас Господи, храни Вас Царица Небесная.
И вот сегодня стопочки Матери Божией и канавка Дивеевская пришла сюда, в престольный град Москву и находятся стопочки Матери Божией здесь, в редакции газеты «Русь Державная». Но пусть стопочки Матери Божией, прежде всего, пройдут через сердце каждого из нас. Спаси вас Господи! Храни вас, Царица Небесная!»
А.Н. Печерский:
«Спаси Господи, дорогой Георгий, за твое служение, за твой подвиг, который ты совершаешь. Мы будем молиться Матери Божией, чтобы она укрепляла тебя и твоих соработников в твоем нелегком, но очень важном служении. Мы чем можем, как поддерживали, так еще с большей силой будем поддерживать твой доблестный труд. Спаси тебя Господи, родной человек!
О Георгии (Юрии Шишкове) хочу рассказать, как мы первый раз встретились. Вчера храм Тихвинской Божией Матери в Сущеве отметил 90-летие почетного настоятеля храма протоиерея Владимира Еремина, который в свое время по просьбе отца Николая Булгакова выделил помещение при храме для редакции нашей газеты, где мы пробыли целых восемь лет. И где-то на второй год, в 1995-м пришел к нам Юрий и сказал, что он на Курском вокзале купил газету «Русь Державная» и захотел участвовать в нашем деле. В Курске образовался у нас корреспондентский пункт. И он возглавил его. Очень активно стал работать с нами вместе. И вот такой союз состоялся.
Вчера Локотская икона Матери Божией «Умиление» побывала в храме Пресвятой Троицы подмосковного села Троицкое Истринского района на праздничной литургии 17 марта в день Торжества Православия. Очень много людей приезжали из других храмов, из окрестных селений, чтобы приложиться к этой святыне. «Русь Державная» родилась именно в стенах этого моего родного храма».
Протоиерей Николай Булгаков:
«Какие мы счастливые, что мы в Доме Богородицы родились! Только ценить надо то, что мы имеем. Вчера был день Торжества Православия. Это, действительно, самое большое сокровище, которое есть на земле — святая православная вера, и нужно, конечно, хранить эту веру. Она полита кровью наших новомучеников. Нам досталась в наследство, чтобы мы ею жили, спасались сами и чтобы передавали ее дальше в неизменном виде. Потому что мы знаем, насколько важен, например, язык богослужения, чтобы он был чистым церковно-славянским языком. Или наш юлианский календарь, по которому живет и служит наша Церковь. И наше Богослужение, и наш Устав о посте, уставные эти положения, которые с Небес вымолены роду человеческому святыми отцами, чтобы мы их хранили.
Недаром на все это посягают, причем посягают очень коварно и хитро. Враг спасения умеет это делать — обманывать людей, но наше дело — быть в послушании Матери Церкви. А Матери Божией, мы это знаем хорошо, мы это заметили уже давно, Матери Божией угодно, чтобы мы являлись верными, смиренными, ревностными чадами Церкви, основанной Ее Божественным Сыном».
С великой радостью молились сотрудники и гости редакции перед чудотворной святыней.
Глубоко символично, что принесение чудотворной иконы Матери Божией «Умиление» (Локотской) в Москву, в редакцию газеты «Русь Державная», а вслед за тем в Санкт-Петербург, во Владимирский собор состоялось сразу после празднования Торжества Православия, когда наша Святая Церковь прославляет иконопочитание.
Редакция газеты «Русь Державная»