Чем велик Великий пост
Великий пост предваряется памятью святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Святые новомученики помогают нам молиться и поститься.
Святые новомученики помогают нам терпеть.
Они прошли путь невообразимых страданий, путь исповеднический, путь мученический – как же нам не поститься? Меньше этого некуда для духовной жизни…
Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник, главный автор службы Всем русским святым, великий почитатель церковного Устава, прошел тридцать лет лагерей и ссылок и везде соблюдал устав о посте. Если вдруг попадалось в скудной лагерной пище то, что уставом в этот день не позволялось, он не ел.
Елена Владимировна Апушкина (1901-1999 гг.), мать супруги протоиерея Валериана Кречетова Натальи Константиновны, в своих воспоминаниях «Крестный путь преосвященного Афанасия (Сахарова)» писала о том, как в 1929 году святитель был отправлен с Соловков по этапу в Туруханский край. «После тифа Владыку очень мучил голод, и вот в вагоне он впервые в жизни нарушил обычную для него строгость первой недели Великого поста, открыв баночку рыбных консервов. С сокрушением вспоминал он этот случай и рассказывал, что в тот год он на день Благовещения Пресвятой Богородицы не имел «рыбного утешения», которого никогда не бывал лишён ни прежде, ни после» («Молитва всех вас спасёт». Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского. М., изд-во ПСТБИ, 2000 г., с. 42).
Там же Нина Сергеевна Фиолетова (1912-2004 гг.), келейница святителя, вспоминала о нём:
«Он был очень строг в отношении соблюдения постов. Владыка рассказывал, что Господь помогал ему во всех его тяжёлых обстоятельствах никогда не нарушать поста, но зато, как наступали праздники, он имел всё для праздничной трапезы, где бы он ни был и в каких бы трудных обстоятельствах ни находился…
Владыка часто говорил так: «Пьяница пьёт – я ему могу простить, потому что это страсть, и он не может её побороть. Человек курит – я ему прощу, так как это страсть. Но вот НАРУШЕНИЕ ПОСТА ПРОСТИТЬ НЕ МОГУ. Не всё ли равно, какой пищей насытиться? Ешь досыта, но ешь ту пищу, которая положена» (Ук. изд., с. 146-147).
Святые новомученики молились святому пророку Илие – и он их питал.
Святитель Афанасий писал:
«Пророк Илия, по откровению, данному ещё в 1917-1918 годах в Москве одному лицу высокой духовной жизни, – питатель для нашего времени, как был он питателем сарептской вдовицы. Мне рассказывал митрополит Кирилл (Смирнов), что он узнал об этом от архиепископа Феодора (Поздеевского), с которым он был в одной келлии в Таганке (в одной камере – авт.). Даниловцы, по словам преосвящённого Феодора, стали ежедневно поминать пророка Илию, и в голодные годы не видели недостатка. Стал поминать пророка и митрополит Кирилл, и тоже у него никогда не было недостатка. А 20 июля (Ильин день по церковному стилю – авт.) совершенно неожиданно было получено столько передач, что шпана, носившая передачи и, конечно, с избытком получившая свою долю, сделала на дверях камеры, где были преосвящённые Кирилл и Феодор, надпись: «Продуктовый склад». По примеру митрополита Кирилла и я ежедневно после обеденной трапезы читаю тропарь пророку, несколько измененный… Я крепко верю, что по предстательству пророка-питателя Господь неоскудно питает меня через добрых людей, которые являются для меня той малой мерой муки и тем малым сосудом елея, которые не оскудевали у вдовицы во время глада, как сказал ей пророк. Верю, что по предстательству пророка Господь неоскудно питает и тех, кто во имя Христово питает других».
Вот этот изменённый святителем Афанасием тропарь пророку Илие:
Во плоти ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова Илие славный, от ангелов пищу приемый и вдовицу сарептскую во время глада препитавый, сам и нам благодатный питатель буди.
Святые новомученики и исповедники помогают нам молиться, помогают нам верить.
Мы ещё не ощутили по-настоящему, что вера – главное наше сокровище, ради которого можно поступиться всем остальным, что всё остальное с этим несравнимо.
Мы ещё не поняли, в чём главная причина всех наших бед и скорбей – что за ними стоит любовь Божия, желающая нам возвратиться в Дом Отчий, стоит молитва новомучеников, их любовь к нам.
+ + +
Пост – это не наше отношение к пище, это не вопрос выбора блюд. Пост – это наше отношение к Богу. Признаём ли мы Его над собой, слушаемся ли мы Его, верим ли Ему. Готовы ли не только говорить о вере («У меня Бог – в душе!»), а что-то действительно делать по вере.
+ + +
Что пост даёт? Не чего он лишает, а что дает?
Мiр не понимает поста, не любит поста, не знает о посте, не задумывается над тем, что пост даёт (кроме похудения разве что, самое большее – «очищение организма»).
Главная суть поста, главное, что он даёт – это то, что пост приближает нас к Богу. Мы тогда – хоть немножко Божьи, а не только свои, не мiрские, не диавольские тем более. Мы хоть что-то делаем – для души, для спасения.
«Бог в душе» – это не правда на самом деле, это лукавство. Бог приходит в душу, которая трудится для того, чтобы Его принять, для которой Он важнее всего остального. Для этого нужно предпочитать угодное Богу – другому, лёгкому и приятному, но не приносящему духовных плодов.
Пост приближает к Богу действительно, делом, а не на словах, не в мечте.
Если ты веришь в Бога, веришь Богу, то эта твоя вера на деле удостоверяется постом.
Без поста нет Православия.
И для взрослых, и для детей.
Покойный священник Алексий Грачёв (Царство ему Небесное!) до принятия сана три года работал врачом в Москве в родильном доме. Он считал, что детей, как правило, можно начинать постепенно приучать к посту с полутора лет жизни, что посты для детей, даже и многодневные, даже только в физическом отношении – на пользу. Не говоря уже о пользе духовной.
Мы говорим: «Мальчик хороший, послушный; девочка хорошая, послушная». Как воспитать в детях эту важнейшую добродетель?
Откуда берутся непослушные дети? Потому что есть непослушные взрослые.
Взрослые не слушают Бога – дети не слушают взрослых. Они ведь с нас берут во всём пример. Пример – важнейшее средство воспитания. Делам верят больше, чем словам.
Пост – действенное, постоянно действующее средство воспитания в детях послушания. Понимания того, что что-то можно, а чего-то нельзя. В какие-то дни всё можно есть – и взрослым, и детям. А в среду и в пятницу, в дни постов нельзя ни мясного, ни молочного никому: и папе нельзя, и маме, и дедушке, и бабушке, и детям. Вся семья постится! И ребёнку куда деваться? Он не на словах, а на деле, всем образом жизни семьи учится послушанию.
Ребенок постится – крепнут силы его души, крепнет его воля. А воспитание воли в детях – важнейшее дело для того, чтобы подготовить их к борьбе с грехом в себе, особенно в будущем переходном возрасте, когда эта борьба обострится.
Как бы ни были важны наши заботы о телесном здоровье ребенка, есть и то, что важнее даже этого – забота о его душе.
Главное в человеке – его душа. И пост напоминает нам об этом.
+ + +
Обычно говорят: я болею тем-то (кто сейчас не болеет?), поэтому я не могу поститься.
Ты болеешь – а почему? Что болит? Главная причина болезни – грех. Как ты хочешь исцелиться от греха? Чем ты отвечаешь на болезнь? Покаянием? А покаяние делом – это пост. Пост – это прежде всего лекарство от греха, это очищение души. Причём, самое лёгкое, подручное и дешевое, кстати, лекарство. Как следствие – исцеление тела. «Исцеление» – человек становиться целым, ему возвращается единство: гармония души и тела.
Вопрос: как ты постишься? – это вопрос не только о том, что ты ешь и чего не ешь. Но и вопрос: каков твой образ жизни в это время? Как ты молишься? Как ходишь в храм? Что читаешь? Как безмолвствуешь – в том числе и в мыслях? Что у тебя на первом месте в жизни?
Ты спрашиваешь, можно ли тебе ослабить пост по состоянию здоровья. Да, по Уставу нашей Церкви – можно. Но не спеши это делать – тем более, через две-три ступеньки. Уж очень жаль терять то, что даёт пост.
Силы даёт человеку не только пища – даёт, прежде всего, Господь, благодать Святаго Духа.
Было такое: перед Великой Отечественной войной трудно было найти раковую больную, чтобы показать студентам-медикам – настолько редкой была эта болезнь. А теперь люди то и дело болеют раком. Рак – это нарушение естественной жизнедеятельности организма, нормального деления клеток. Нарушение поста – это нарушение порядка питания, данного людям Богом. Не в этом ли – одна из причин распространения этой страшной болезни в наше время?
Святитель Василий Великий говорил: «Примите пост здоровые – это охрана вашей телесной крепости. Примите пост больные – это матерь здоровья».
Преподобный Серафим Саровский говорил: «Хлеб и вода никому еще не повредили».
Таково православное учение о посте.
Будем поститься, с Божией помощью, чтобы быть здоровыми и душою и телом.