Наш адрес

140130, Московская обл., Раменский г.о., д.п.Кратово, ул.Нижегородская, д. 17

тел. (495) 556-10-43,

(925) 654-19-11

Схема проезда

Державные листки

24.01.13

Знамение милости Божией Русскому народу

«Достойно есть величати Тя, Богородице,

Земли Русския Царицу Небесную

и людей Православных

Владычицу Державную»

(Величание из службы иконе Божией Матери, именуемой «Державная»)

 

10 ЛЕТ ВТОРОГО ОБРЕТЕНИЯ ДЕРЖАВНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ 14/27 ИЮЛЯ 1990 года

 Почитание Державного образа Пресвятой Богородицы верующими началось сразу же после его явления 2/15 марта 1917 года в селе Коломенском, в церкви Вознесения (эта церковь принадлежала дворцу, построенному еще Царем Алексием Михайловичем — дворец сгорел, а церковь осталась нетронутой). Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, приезжал про-славлять явление «Державной». После прославления он приказал в акафист этой иконе собрать по частице из каждого акафиста, какие написаны были для других икон Божией Матери, явленных в России, и назвать этот акафист «акафист акафистов». Одна из служб «Державной» и Акафист были составлены с участием самого святителя Тихона.

Сама Пречистая показала восстановлением Патриаршества и «явлением иконы «Державной», что и в самое жестокое и трудное время Она о нами, Она наша Заступница Усердная, Предстательница перед Богом, и все так же Престол Ее и Дом Ее — в России, а особая любовь и благоволение — на народе российском, — писал протоиерей Василий Швец.

В те страшные годы, когда бездны греха открылись в людях, когда поругание всего святого и человеческого достигли, казалось, последних пределов, — Она была с нами. Рушилось все, горели храмы, полыхала страшная братоубийственная война. Современники говорили тогда о Родине нашей: «Россия, кровью умытая». Если бы поняли в те годы, что означает сие знамение — явление иконы «Державной» — сколько страшных дел не было бы содеяно!

А где явилась «Державная» икона? В Москве, в Коломенском, в этом изумительном, глубоком месте, именно у храма в честь Ка-занской иконы. И сейчас на месте явления иконы бьет источник со святой водой, а совсем неподалеку от него — источник святого великомученика Георгия. Как не вспомнить слова тропаря Казанской иконе: «В Державный Твой покров прибегающим»! Какое это знамение и великое событие для истории — как хорошо бы нам понять всем сердцем, всем существом, что Божия Матерь стала еще ближе к нам, что мы можем как никакой другой народ обращаться к Ней о помощи, заступничестве!»

После прославления Державной иконы Владычицы крестьянка Бронницкого уезда Евдокия Андрианова, которой Матерь Божия повелела отыскать в Коломенском Ее икону, начала ходить соби-рать деньги на ризу к новоявленной иконе. Когда собрала, то поехала в Дивеевский монастырь помолиться и попросить благословения на возложение ризы. Тут она снова удостоилась явления Божией Матери, которая ей сказала, чтобы она вернула собранные ею деньги. Сейчас не надо на Ее икону ризу возла-гать, так как скоро в России будут снимать со всех икон ризы. А после испытаний Российских сама риза к Ней подойдет.

Начались гонения на почитателей иконы. Десятки лет по России ходило много ее копий, но где находится первоначальный образ, не знали. В нашей стране было не принято делать достоянием гласности содержание запасников музеев, сведения о Державной иконе Божией Матери считались утраченными.

Теперь документально установлено, что после прекращения богослужений в храме Вознесения Господня в Коломенском икона вместе со всеми другими иконами храма, была помещена в хранилище филиала Государственного Исторического музея «Село Коломенское», в обезглавленную в те годы церковь вмч. Георгия Победоносца. 12 августа 1929 года икону передали в основное храни-лище музея, в здание на Красной площади.

Много лет Великая Русская Православная Святыня — подлинная икона Божией Матери «Державная» содержалась «под арестом» в музейных запасниках. В год празднования 1000-летия Крещения Руси, 15 апреля 1988 года икона была передана на выставку в Издательский отдел Московской Патриархии на срок до 31 декабря 1988 г. Здесь святыня пребывала два года в алтаре домового храма во имя преподобного Иосифа Волоцкого. Затем настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Коло-менском протоиерей Святослав Юримский обратился с прошением к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II возбудить ходатайство перед руководством Исторического музея о передаче образа в Казанский храм. В соответствии с известным постановлением Правительства о возвращении церковного имущества его законным владельцам, по ходатайству Святейшего Патриарха Алексия икону было решено возвратить в Коломенское.

Было установлено, что эта икона и есть тот самый образ Божией Матери, именуемый Державным, который до сего времени считался утраченным. Промыслом Божиим икона не была уничтожена и вновь явила себя народу в наши дни. Местное церковное предание, положенное кем-то из прозорливых угодников Божиих, связывает возвращение чудотворной иконы с на-чалом освобождения Русской Церкви от богоборческого ига. «Как станет Царица Небесная на Свое место — так и бедам конец», — говорили старожилы.

День передачи иконы, 27 июля 1990 года, по воспоминаниям отца Святослава, с утра был дождливым. Пришлось много хлопотать, чтобы икону не повредили при перемещении. Но, когда доехали до Москвы-реки, дождь внезапно прекратился, и торжественная встреча богомольцами возвращаемой в Коломенское святыни происходила при ослепительном сиянии солнца. С крестным ходом образ был внесен в храм.

«И читался семьдесят лет назад составленный акафист, и люди опять стояли на коленях, — вспоминала Анна Ильинская. — Круг замкнулся, потому что нет движения вперед без Матери Божией, нет «светлого будущего» без Той, что подарила мiру Вопло-щенного Бога. Ни одного случайного человека не было на этом торжестве. Державная Матерь Сама призвала угодных Ей, каждого по-своему. Все мы, не таясь, проливали счастливые слезы: царица в Свой Дом вернулась, Царица воссела на Свой Престол!»

Мы знаем, какие изменения произошли затем в нашей стране. Уже на следующий год правящая коммунистическая партия признала несостоятельность своей программы, а потом и вовсе перестала существовать. Празднование Пресвятой Богородице в честь иконы Ея, нарицаемой «Державная», бывает 2/15 марта и 14/27 июля. Дважды наш Приход Державного храма города Жуковский и поселка Кратово совершал поездки в Коломенское к этой великой святыне, перед которой служились молебны с чтением акафиста. Летом 2000 года завершается строительство подвального помещения Державного храма, предстоит возводить стены. Храм строится на пожертвания верующих. Приглашаем всех желающих принять участие в этом деле.

ВОКРУГ КРЕМЛЯ С «ДЕРЖАВНОЙ» В 1941 ГОДУ

(Из воспоминаний Ирины Картавцевой, 1997 г.)

22 июня 1941 года была объявлена война, и в первый же день бомбили Москву. Один день был перерыв, а затем бомбили ежедневно вплоть до 22 июля — дня памяти иконы Божией Матери Казанской… С самых первых дней мы с матерью стали под вечер брать иконы и, спрятав их под пальто у себя на груди, обходили вокруг нашего дома. Потом мы стали обходить уже весь наш квартал… Во дворе нашего дома жильцы уже заметили наши обходы, догадались, с какой целью мы ходим, и сочувственно говорили: «Вот мать с дочерью опять пошли с иконами», или: «Что-то наши долго не идут»…

В августе, приблизительно около Успеньева дня, мы с матерью задумали поехать в Томилино по Казанской ж/д к нашему духовнику о.Димитрию … Старушка жена о.Димитрия, доблестная уважаемая Анастасия Семеновна, угощая нас чаем, сообщила в разговоре, что встретила на рынке Евдокию Ивановну. На мой вопрос, кто это такая, Анастасия Семеновна сказала, что это та самая девица, которой Матерь Божия поручила найти Ее икону, именуемую «Державной». Я этой истории не знала, хотя икону эту видела один раз и удостоилась к ней приложиться. В 1927 году, когда я пела в церкви свв. Кира и Иоанна на Солянке, батюшка о.архимандрит Серафим (в мiру Сергей Михайлович Битюков) некоторых певчих, и меня в том числе, водил к этой иконе. Она находилась тогда в селе Коломенском.

Теперь же я узнала все подробно. После февральской революции, в самом начале, этой Евдокии Ивановне во сне явилась Матерь Божия и сказала, что после падения Самодержавия Она Сама будет править Россией и заботиться о ней. Она велела Евдокии Ивановне найти Ее икону, которая в небрежении находится в церкви села Коломенского. По приезде домой, к вечеру, я отправилась, по своему обыкновению, обходить с иконами свой квартал и по дороге зашла к своей приятельнице С., которая жила в Афанасьевском переулке. Мы почти каждый день с ней виделись, и поэтому я сейчас же сообщила ей о поездке в Томилино и об Евдокии Ивановне.

Сусанна живо меня перебила и сказала: «Верно, сердилась, что до сих пор не обошли Крестным ходом вокруг Кремля?» Я ничего не поняла и спросила, что это значит. «А как же! — отвечала С., — ведь Божья Матерь сказала еще, что надо с этой Ее иконой обойти Крестным ходом вокруг Кремля. Святейший Патриарх Тихон собирался это сделать, но не успел, потому что постоянно был под домашним арестом, а теперь уже столько лет прошло».

Вероятно, на другой день, в своей вечерней прогулке, я зашла к Надежде Александровне Строгановой, жившей неподалеку. Надежда Александровна была мне близка как духовная мать, и с ней я виделась почти ежедневно. «Мы были у о. Димитрия, — говорю я, — и Анастасия Семеновна рассказывала, что видела ту самую Евдокию Ивановну, которая нашла икону Державной Божией Матери. Потом я была у Сусанны и, представьте себе, она мне сказала, что, оказывается, надо еще было с этой иконой обойти вокруг Кремля, а этого так и не сделали». — «Что, же вы, теперь собираетесь обойти?» — спросила вдруг Надежда Александровна. Я опешила. Я ничего не думала, я просто рассказывала подряд, где я была и что все говорят.

В следующее же свидание с Сусанной я только передала ей странные слова Надежды Александровны, как Сусанна воскликнула: «Кто ж пойдет?» Она была такая горячая, стремительная, всегда готова в бой. И я тут же перешла на реальную почву: «Хоть бы Лидия Владиславовна пришла», — подумала я о Л. В. Жилеховской, часто у нас бывавшей, очень активной особе и близкой к нашему священнику. Лидия Владиславовна не замедлила явиться на другой день или через день, и я уже довольно складно рассказала о том, что получилось из отдельно сказанных слов разных людей. Выслушав, она ничего особенно не расспрашивала и прямо объявила: «Я тоже пойду». После этого мы уже по-деловому начали обсуждать всё и решили, что прежде всего следует сообщить о. Димитрию, а дальше, если удастся, дойти до о. Серафима и просить его благословения. Лидия Владиславовна вызвалась все это сделать.

Прошло с неделю. Наконец, торжествующая, явилась Лидия Владиславовна и сказала, что о. Серафим все уже знает и благословляет. По-видимому, он был очень доволен. «Благословляю ваш Крестный ход, — сказал он, — и народу собирайте побольше».

Хотела идти Надежда Александровна и говорила, что если не сможет, то пришлет нам «целый иконостас». Решили долго не откладывать и идти в ближайшие дни, так как затишье могло быстро кончиться и мы не смогли бы никуда пойти. Когда мы остановились на одном дне, удобном всем нам, то решили посмотреть в календаре, какое же это будет число? Это оказалось 4 сентября (ст. стиля), память иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и св. Иоасафа Белгородского.

Каждый из нас приготовил сумку, которую [предстояло] нести на груди, и в нее были уложены иконы. Надежда Александровна пойти не смогла, потому что у нее был тяжело болен муж и принесла нам, действительно, целый иконостас, где были: икона Державной Божией Матери, большой крест с мощами, икона великой княгини Московской Евфросинии и разных святых земли Русской. У нас тоже были иконы преподобного Серафима, преподобного Сергия, «Неопалимая Купина». У Лидии Владиславовны было тоже много разных святынь.

Наступил день 4 сентября… Погода все это время была теплая, серенькая, как и подобает в конце лета и самом начале осени. Но что же случилось в этот день! Как будто все силы ада ополчились на нас, чтобы помешать нашему хождению! Ветер гнул прямо к земле, мелкий дождь со снегом колол лицо. Помолившись Богу, мы отправились в путь трое: моя мать, Лидия Владиславовна и я. У всех были зонты в руках, а на груди — иконы. Мы пустили маму вперед, чтобы наблюдать за ней и, в случае чего, поддержать, а сами, отступя, шли позади нее. Пошли мы по Воздвиженке и, дойдя до Боровицких ворот, свернули налево. Мы с Лидией Владиславовной все время пели молитвы всем русским святым и Божией Матери. Прошли по Красной площади, миновали мавзолей. По случаю такой отчаянной погоды встречных почти не было. Мы спустились вниз, к Зарядью, и потом пошли по набережной дальше, пока не возвратились к тому месту, откуда начали свой обход. Погода немного утихомирилась, и мы благополучно возвратились домой. Думаю, что мы проходили часа два. Весело и уютно мы сидели за столом и рассказывали друг другу свои впечатления. Мы с Лидией Владиславовной вспомнили, что мы пели, а мать неожиданно для нас сказала: «А я все время только пела «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». Ни о чем мы не думали тогда, только необыкновенная радость была, как на Пасху.

 

ПОД ДЕРЖАВНЫМ ПОКРОВОМ

Особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери «Державная». Это произошло в год отречения от Престола последнего Русского Императора, 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой. В руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И сказала Она, что отныне Сама будет охранять Россию.

И теперь в России Царство не от мiра сего, теперь вместо царя правит страной Матерь Божия. И мы с вами ощущаем на себе Ее державный Покров и заботу о русском народе. Матерь Божия всегда защищала и миловала Русь, наказывала и вновь возвращала Свою любовь людям, прошедшим ради грехов своих страдания, покаянием и страданием очистившим свои сердца.

Но в нынешнее тяжкое время, когда земля состарилась, отягчилась неверием, беззаконием и невежеством в познании повелений Божиих, не отступила ли от нас Заступница наша Усердная, ревнуя о славе Сына Своего и Бога? Нет, дорогие мои, быть этого не может. Для матери бедствующее чадо еще дороже. И пока на Руси хоть «малое стадо» несет и сохраняет верность заветам Христа, надежду на заступление Матери Божией — мы не погибнем.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Наш адрес

140130, Московская обл., Раменский г.о., д.п.Кратово, ул.Нижегородская, д. 17

тел. (495) 556-10-43,

(925) 654-19-11

Схема проезда

Поиск по сайту

Наш баннер