Егда поститеся, не будите якоже
лицемерии сетующе: помрачают бо лица своя,
яко да явятся человеком постящеся (Мф. 6, 16).
В настоящее время весьма мало таких людей, которые по лицемерию захотели бы казаться другим во время поста великими постниками – с тем, чтобы заслужить себе от людей славу. Всего скорее найдутся теперь люди, которые ни быть, ни казаться не хотят постниками, потому что пост почитают для себя делом безполезным и излишним, а казаться другим постниками – делом глупым и смешным. Но, при этих крайностях, есть без сомнения между христианами такие, которые держатся златой средины и, не уклоняясь ни направо, ни налево, идут путем поста прямо и ровно, как истинные постники, постящиеся постом приятным, благоугодным Господеви.
С завтрашнего дня наступает великая Четыредесятница, или Великий пост, – время истинно дорогое для людей, умеющих поститься, как должно, в духе христианском. Чтобы это время послужило нам к душевной пользе и спасению, побеседуем ныне о необходимости и пользе поста.
Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, но и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост, как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост, как воздержание от безпорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? – А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное, которое так же несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Как не хотеть! Там, по верному и непреложному слову Божию, живут во веки веков правда и мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 17), там Бог, там духи блаженные, там люди праведные; а на земле – в продолжение немного более семидесяти лет только почти и видишь грехи, смятения и бедствия — везде. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут (1 Кор. 15, 50), потому что несть Царство Божие брашно и питие (Рим. 14, 17). Плоть и кровь, пища и питие, как вещи грубые, стихийные, земные, должны остаться на земле и подвергнуться общей участи тел земных – тлению. На небе нет и не может быть места для грубой плоти и крови потому именно, что там – небо, а не земля, что существа тамошнего мiра имеют свойства совсем отличные от свойств людей, живущих в похотях мiра, свойства духовные, светоносные.
Говорить ли тебе о Самом Боге, Отце блаженных обитателей неба? Он есть Дух чистейший, Который гнушается, как скверною, делами плотскими, выходящими из границ закона, умеренности и приличия. Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, – сказал Он о людях, которые оскорбляли Его своею привязанностью к чувственным удовольствиям. Почему? Зане, говорит, суть плоть (Быт. 6, 3), – потому что они – грубая плоть, кусок земли, в которой нет ничего духовного, сродного Мне. Смотри же, и о нас Он тоже теперь говорит: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, потому что они – дебелая плоть, в которой не может почивать Дух Мой, так как в ней живет грех, нечистота, а Я – праведен и свят.
Говорить ли о духах сотворенных? Это – вторые светы по Боге, которые, также будучи чужды всякой вещественности, чисты и святы, могут принять в свое блаженное сообщество лишь тех, которые сбрасывают с себя иго плотского рабства и, живя на земле, думают о небе, не служат прихотям своей плоти, зная, что она истлеет со временем на земле.
Говорить ли о святых Божиих человеках, перешедших с тленной земли в вечные обители неба? – Это земные ангелы, которые – то пощением и бдением, то подвигами мученичества и разными добродетелями возвысились над своею плотию, соделали свою природу столь досточтимою, что тела многих из них, причастившиеся Божественной благодати, стали выше общей участи всего вещественного, то есть тления. Они знали, что тело наше есть построенный рукою искусного Художника дом, в котором живет только на время существо небесного происхождения, имеющее чрез непродолжительное время покинуть свою земную хижину и воспарить в свое место, и потому жили не для тела, а для души. Да, чтобы соделать наше существование блаженнейшим, Господу было угодно поселить нас в этом мiре только на короткий срок – с тем, чтобы, наслаждаясь на земле и с земли созерцанием вещественных творений Божиих, небесных и земных: их красоты, правильности, стройности и разнообразного, неизчислимого множества, – полюбили Творца их, возжелали соединения с Ним – начальною Красотою – и делами святости и любви заслужили здесь это вечное единение.
Он как бы так говорит каждому человеку, живущему здесь и созерцающему Его творения: посмотри, как Мои творения необъятны, но и вместе с тем как стройны и прекрасны. Посмотри на себя, как ты мал и незаметен в Моем творении, а Я обещаю тебе – ничтожному – в удел небо с его безпредельностью, с его вечностью; Я обещаю тебе его на известных условиях; а ты знаешь, что Я – Истина, и лгать не могу; что же ты не стараешься выполнить этих условий, зачем ты льнешь к земле, да еще так сильно, что тебя никак не оторвешь от нее? Ужели ты не хочешь прийти ко Мне затем, чтобы в соединении со Мною – Творцом всего, что ты видишь, – получать вечное удовольствие от познания и созерцания Моих неизчислимых творений, а больше всего – быть блаженным во Мне, Источнике блаженства для всех разумных созданий? Как бы тебе не воспарить душою к небу, не огребатися от плотских похотей, яже воюют на душу (1 Петр. 2, 11), не брать верха над своею грехолюбивою плотию, которая тянет тебя к земле, и со временем непременно ляжет в нее, как глыба земли? Что тебе за польза от лакомой пищи и напитков, как тебе не стыдно обременять себя ими? Зачем ты отдаешь себя во власть чувственности? Или тебе это приятно? Смотри: мнимая сладость твоих удовольствий есть опасная приманка плоти, чрез которую она легко берет перевес над твоею душою и не дает тебе возможности думать о небе и стремиться туда. Бойся этой приманки. Как муха в меду, увязнешь ты в ней и останешься – на смерть.
Нужен ли пост как воздержание от безпорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? Если ты согласен, что Бог есть Законодатель твой и Праведный Судия, Который знает, как наказывать нарушителей Своих законов; если совесть твоя говорит тебе, что душа твоя – не в своем чине – нарушала не раз порядок нравственной жизни, выходила из повиновения законам Творца, то ты необходимо должен согласиться, что тебе надобно возстановить порядок твоей нравственной жизни, привести свои мысли в правильный строй из безпорядочного брожения туда и сюда, заставить сердце оторваться от недостойных предметов, к которым оно, по твоей невнимательности и оплошности, прильнуло так сильно, что забыло о первом предмете своей любви – о Боге; вести себя так, чтобы твои поступки не стыдно было выставить и перед суд твоей совести, и на суд людей и Божий. – Ты знаешь, что мерзость Господу и помысл неправедный, что Бог просит Себе твоего сердца, которое ты отдал на волю страстей, что не приселится к Нему всяк лукавнуяй (Пс. 5, 5) и нечистый. Если хочешь быть с Богом, если хочешь быть вечно благополучным, то ты должен согласиться, что тебе надобно попоститься душою своею, собрать свой ум, помышления исправить, мысли очистить, вместо рубища дел неправедных украсить себя драгоценною одеждою добрых дел. Телесный пост установлен для того, чтобы легче было поститься душе.
Следует ли еще после этого говорить о пользе поста, так как сказавши о необходимости его, мы указали частию и на его пользу? Он усмиряет нашу грешную, прихотливую плоть, освобождает из-под ее тяжести душу, сообщая ей как бы крылья для свободного парения к небу; дает место действию благодати Божией. Кто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста; тогда легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее, – мы ощущаем стремление к делам добрым; душа начинает чувствовать гибельность своего положения и начинает сокрушаться о грехах. А когда мы не постимся, когда мысли в безпорядке, чувство не обуздано и воля позволяет себе всё, – тогда редко увидишь в человеке спасительную перемену, тогда он мертв по своей душе: все силы ее действуют по неверному направлению; главная цель действования – цель жизни – выпускается из виду; является множество частных целей, почти столько, сколько есть у каждого человека страстей или прихотей. В душе происходит странная работа, следствием которой бывает, по-видимому, какое-то созидание: видишь материалы для построения, начало, средину и конец дела, а на самом деле концем всего выходит – ничто. Душа идет сама против себя, против собственного спасения, всеми силами: и умом, и волею, и чувством. Кто постится по-христиански, разумно, свободно, тот, по неложному обещанию Господа, удостоивается воздаяния за свой подвиг от Отца Небесного. Отец твой, сказал Спаситель об истинном постнике, видяй втайне, Той воздаст тебе яве (Мф. 6, 4). А воздаяние это, без сомнения, всегда бывает щедрое, истинно-отеческое, служащее к самой существенной нашей пользе.
Братия, познаем, что тело наше есть храм Духа Святого, что мы не свои, а Божии, потому что куплены ценою крови Сына Божия. Или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть, Егоже имате от Бога, и несте свои, куплени бо есте ценою? (1 Кор. 6, 19-20). Уважим свою природу, возвышенную до причастия божественного естества; будем вкушать и пить столько, сколько нужно для поддержания жизни и для крепости наших сил; не отдадим ее во власть страстей нечистых, сделаем ее святынею, на которую и самим не стыдно было бы посмотреть, и в которой Бог узнавал бы дело рук Своих. Доселе мы грешили и предавались удовольствиям грубой чувственности; поживем хотя теперь целомудренно и свято. Мы были доныне далеко от Бога по своим делам плотским; хотя теперь приблизимся к Нему; узнаем, сколько Он благ. Посмотри, Он дает нам вкушать Свои плоть и кровь. Если ты убежден, что сам по себе, без Бога, ты не больше, как нечистый тлен, прах, грешник, чуждый благодатной жизни, то ты поймешь, как велико благодеяние Господа, питающего нас Своими плотию и кровию. Он есть Источник жизни всех тварей, и хочет поселить в тебе, через соединение с Ним в Таинстве Причащения, Свою жизнь, Свои совершенства, Свой мир, Свое блаженство, и сделать тебя вечно живым. Будем держать всегда в уме, что душа наша должна стремиться к богоподобному совершенству, к дорогой свободе духа и что она не может достигнуть этого совершенства, если мы будем оземленять ее делами плотскими, оковывать ее тесными и тяжелыми цепями вещества.
Господь да поможет нам встретить пост с радостью. Аминь.