Слово на предпразднство Преображения
Вы, братие, вероятно, обратили внимание, что сегодня за вечерней пелись стихиры Преображения и после «Ныне отпущаеши» воспевался особый тропарь.
Почему это? Ведь праздник Преображения будет во вторник, почему же сегодня исполнялись праздничные песнопения?
Это потому, что завтра – предпразднство Преображения.
Все большие праздники имеют предпразднества. Так, праздник Рождества Христова имеет пять праздничных дней, с 20 декабря. Крещение – четыре дня, а Преображение – один.
Почему великие праздники предваряются предпразднствами? Прежде всего, для того, чтобы мы достойно приготовились к празднику. Ведь праздники являются не просто воспоминанием. Когда мы празднуем Рождество Христово, Крещение или Вознесение, мы не только воспоминаем это событие, но благодатно встречаемся с Господом. И вот для того, чтобы эта встреча была глубокой, чтобы она была полезной для нашей души – нужно приготовить себя к ней.
Когда мы встречаемся с каким-либо любимым человеком, мы готовимся к этой встрече; тем более нужно приготовиться ко встрече с Господом.
Задумывались ли вы, братие, почему Преображение Господне празднуется в августе, и именно 6-го числа? Это событие ведь совершилось за 40 дней до крестных страданий Господа. Но если его праздновать хронологически точно, то Преображение пришлось бы на Великий Пост, и неуместно было бы нарушать покаянное богослужение Великого Поста богослужением праздничным, торжественным, величественным.
А почему Преображение празднуется именно в августе? Вы знаете, что страдания Господа воспоминаются не только на Страстной седмице, они воспоминаются и в день Воздвижения Креста Господня, и если отсчитать сорок дней от Воздвижения, то как раз получится день 6 августа. Теперь вам, братие, понятно, почему Преображение празднуется именно в этот день.
Как же совершилось это событие?
В Господе Иисусе Христе соединены два естества – Он и Бог, Он и Человек. Он – Богочеловек. Когда Он пребывал на земле, Его Божественная сила была прикровенной, Его человечество являлось как бы завесой для Его Божества, и только в отдельные моменты являлась эта Божественная сила в чудесах Его, в Его проявлении Владыкой всей твари, видимой и невидимой. Во всех этих случаях обнаруживалось, что Он – БОГОЧЕЛОВЕК. Особенно это проявилось в Преображении.
Господь взял с Собой Своих любимых учеников – Петра, Иакова и Иоанна и взошёл с ними на гору Фавор. Когда Он молился, лицо Его просияло, как солнце, и одежды Его стали белы, как свет. Но Божественная сила проявилась не только в этом, она коснулась душ Апостолов, они ощутили Его Божество. Апостол Пётр сказал: «Господи, хорошо нам здесь быть!» А хорошо там, где Бог. И глас Бога Отца возвестил, что это Его возлюбленный Сын, и призвал к послушанию Ему (Матф. 17, 5).
Для чего же совершилось это событие? Какова его цель?
Для того, чтобы укрепить веру учеников. Ведь предстояли страдания Господа и Его крестная смерть, и ученики могли подумать, что Он страдает по немощи и не может избавиться от этих страданий, а когда они увидели силу Преображения, то поняли, что Он страдает добровольно.
И, знаете, братие, событие это открыло одну тайну духовной жизни, которая касается не только одних апостолов, а и каждого христианина, живущего на земле.
Святые отцы говорят, что жизнь христианина подобна жизни Господа, и как в жизни Господа были Голгофа, Крест и страдания, так и в жизни каждого христианина должны быть Голгофа, крест и страдания, и этими страданиями человек уподобляется Господу.
У каждого человека есть своя маленькая Голгофа, маленький крест, и они нам необходимы, чтобы выкорчевать из наших сердец страсти наши и грехи.
У каждого из нас эта Голгофа разная: у одного – болезнь тяжкая, у другого – большое семейное горе, у третьего – что-нибудь иное. Многообразны страдания христианина, многообразна его Голгофа.
Но в жизни христианина бывает не только Голгофа, но и свой Фавор. В жизни человека бывают встречи с Господом. Подобно тому, как апостолы исполнились необычайной радости и восторга в день Преображения, так и душа каждого христианина исполняется неземного блаженства, неземного восторга.
Для чего же у человека бывают такие минуты?
Состояния, подобные пережитому апостолами на Фаворе, даются христианской душе для того, чтобы она спокойно приняла свою Голгофу.
Иногда человек переживает Фавор в молитве, когда душа его исполняется неземного блаженства, иногда это состояние бывает во время или после Причащения Святых Таин, иногда человек испытывает эту радость при встрече с облагодатствованным человеком. Многие вспоминают, как встречались с отцом Иоанном Кронштадтским, с Оптинскими старцами, и это общение с ними было для них Фавором.
Многообразны пути жизни человека, и переживания эти даются ему для того, чтобы он спокойно встретил и перенёс свою Голгофу. Блажен тот, кто, переживая Голгофу, ранее пережил свой Фавор, потому что, если человек ещё не имел своего Фавора, Голгофа его исполнена тоски и ужаса. Зная это, будем стараться как можно чаще встречаться с Господом, восходить с Ним на Фавор и этим созидать свою душу. Тогда мы спокойно встретим и свою последнюю Голгофу – смерть. Тот, кто неоднократно имел свой Фавор, встретит спокойно и смерть, потому что в его душе теплится лампада Фаворского света.
Будем же стараться быть ближе ко Господу и через молитву, и через Причащение, и богослужение, и встречи с благодатными людьми. Тогда нам не будет страшна и Голгофа.
С такими чувствами и встретим праздник Преображения и будем завтра молиться: Да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный!
Аминь.
17 августа 1958 года
Источник проповеди: