Советы приходящим в храм

Наш адрес

140130, Московская обл., Раменский г.о., д.п.Кратово, ул.Нижегородская, д. 17

тел. (495) 556-10-43,

(925) 654-19-11

Схема проезда

СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ

14.07.22

От нас зло не должно исходить

Беседа с прот. Валерианом Кречетовым

Журнал «Покров» продолжает публикацию бесед слушателей Высших Богословских Курсов (ВБК) при МПДА с протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храмов Покрова Богородицы и Новомучеников и Исповедников Российских в селе Акулово Московской области. Отцу Валериану были заданы самые разные вопросы: как сохранить семью, правильно молиться, стяжать благодать. Интересовались, есть ли «кайф» в Православии и что делать, если человек «заблудился» в виртуальном мире. 

— Что делать, если человек «подсел» на компьютер, телевизор? Стал больше жить в дольнем, меньше в горнем, перестал видеть свои духовные падения?

— Конечно, если сильно «подсел», это вопрос очень серьезный. Как хорошо говорят сербские святые: дьявол уводит от истинной духовной жизни в менее реальную —временную, преходящую, а из этой менее реальной — в нереальную, в виртуальную реальность. Человек сидит в компьютере, в основном это — трата времени. Может, какую-то информацию он получает, но я уже приводил слова Аристотеля о том, что множество знаний еще не означает наличие ума. Но Аристотель еще имел в виду знания. А знания у нас теперь мало кто имеет, все больше — информацию. Знания — это когда человек прошел что-то собственным опытом, и это стало его некой сутью.

В свое время на военной кафедре в институте я стал штурманом ВВС, и у нас полковник говорил: «Я вас заставлю самолетовождение знать в стихах. Там рассуждать некогда». И я согласен с этим. Вот это знание.

Почему дети учатся, а спросишь их — ничего не знают? Потому что у них информация, а не знания. Когда-то в «Комсомольской правде» мне попалось интервью французского микробиолога Рэми Ровена. Его спросили насчет веры, он сказал: «Да, я верую. Но если бы Бог вошел в этот зал и открыл бы людям все тайны материи, это ничего бы не дало. То есть они не стали бы лучше».

Увы, информация, к несчастью, сильно влияет на духовное состояние человека. Раньше люди читали, теперь смотрят. Кроме того, на этих каналах подсовывается всякая пакость. А это уже бесы работают.

Нужно молиться, как-то отвлекать попавшего в эти сети, уводить постепенно. Потому что, если «подсел» — это очень сложно. И потом, желательно, чтобы кто-то помог со стороны. Своих не слушают, это 100%. У меня не было и до сих пор нет телевизора. В свое время мне помог один человек, Царство ему Небесное, он имел непосредственное отношение к театру, к телевидению. Я обратился к нему: «Лева, я тебя прошу, поговори с моими ребятами». Он пришел и начал с ними беседовать, сказал: «Ну, это же для дебилов». Кстати, недавно мой сын возил своих детей в музей Чуковского. Он интересный был человек, довольно смиренный, никогда не думал о своих достоинствах высоко. Телевизор он называл ящиком для дураков. У нас теперь этих ящиков много, а уж кто их смотрит — простите, по Чуковскому.

Иван Ильин интересно пишет о любопытстве, говорит: человек, как пылесос, засасывает все в себя, а что там — непонятно. Как Страшила из Изумрудного города — голова у него была набита опилками. Ну а здесь — такими же произведениями.

Для жизни не так много нужно. Но даже если делать только то, что нужно, — этого предостаточно. Остальное — трата времени. К несчастью, время — это то, что проходит и чего не вернешь.

Но это нужно как-то в спокойном состоянии пояснять, говорить. И все-таки с Божией помощью, с помощью Церкви.

— Надо ли молиться о возвращении мужа в семью, если он ушел к другой женщине? Брак невенчанный. Отношения у нас сейчас добрые, хорошие, общаемся по телефону (он живет в другом городе).

— В таких серьезных делах нужно просить открыть волю Божию. Мы не знаем, что произойдет с человеком. Когда ко мне обращались с подобными проблемами, я советовал: молитесь, Господь укажет. И действительно, одна женщина начала молиться, человек вернулся, правда, недолго прожил. Умер, но в семье. Поэтому стоит ли за это сражаться? Другая женщина (правда, у нее не первый брак был) тоже очень переживала, мол, соперница, а потом успокоилась, сказала: «Она не соперница — избавительница. Хорошо, что Господь послал на моем пути эту женщину, теперь она с ним мучается».

Жалко, конечно, когда хороший человек уходит, — это дьявольское искушение. Но нужно молиться. Богу все возможно. Я знаю один пример, печальный, правда: там даже не жена была, а очередное временное увлечение. Он, видимо, ее чем-то обидел, и она сказала, свысока так: «Знаешь, что тебя ждет? Ты будешь лежать и гнить, и твоя жена станет из-под тебя выносить судно. Какими глазами ты будешь смотреть ей в глаза?» И это исполнилось, дословно. Я приезжал причащать его… И такие падения бывают. Если человек исправляется— одно. Не исправляется — у Бога средств столько — любого человека поставит на место.

— Как узнать волю Божию о себе?

— Во-первых, я уже сказал, нужно молиться. А во-вторых, требуется терпение. И совершить- ся может то, что кажется невозможным. Я всем рассказываю пример, когда один человек спра- шивает старца: «Почему у тебя получается, а у меня нет?» Тот говорит: терпение нужно. «Ну что такое терпение? Терпишь, терпишь, ничего не меняется, все равно что воду решетом носить». А старец говорит: «А ты дождись зимы».

И, кстати, сейчас, вот свидетельство — мы дождались зимы. Ведь я когда-то приходил сюда, на исповедь к отцу Николаю Голубцову. Он иногда служил у мощей святителя Тихона, в малом храме Донского монастыря — от церкви Ризоположения. (Эту церковь, находящуюся в непосредственной близости от Донского монастыря, не закрыли в советские годы; местной общине был предоставлен выбор: оставить ее или старый собор Донского монастыря. В результате долгих переговоров с властями удалось отстоять и то и другое. Хотя собор в Донском монастыре оставили действовать только по праздникам. — Ред.) А сейчас монастырь восстановлен, действует. Сколько храмов строится. Зима на всех влияет.

Видимо, нынешнее положение — разделы, расколы — это когда, простите, с жиру бесятся. Это не так, то не так, денег мало. Денег мало? Я прошел войну и послевоенные годы. Хлеб был, и все радовались. Теперь, видимо, этого не знают. Вот когда почувствуют, тогда, наверное, будут и друг друга ценить, и все остальное. Есть такие предсказания: сначала люди будут разъезжаться, а потом съезжаться. Потому что по одному станет трудно жить.

— Дайте, пожалуйста, совет, что делать, если рушится семья венчанная, если жена и муж стали чужими людьми?

— В этих случаях (это уже стандартный, к несчастью, вариант) нужно начинать с себя. Отец Сергий Орлов замечательный дал рецепт: от нас зло не должно исходить. Все, что касается себя, нужно исправить. Потому что ведь часто мы себя-то не видим, не замечаем, нам кажется: все нормально. Лучше молиться и молчать, просить помощи Божией. Без помощи Божией здесь невозможно. А что касается раздоров, какая причина в них? Сейчас это уже болезнь — все на деньгах помешаны. Денег мало. Не голодные, не раздетые, и слава Богу.

Или кто-то там лишнего переделал, один меньше, другой больше. Вы знаете, в добре не переделаешь лишнего. И потом, добро имеет двустороннюю силу. Как сказано в Библии, «аще добр будешь — себе и ближним твоим, а аще зол будешь — сие и пожнеши» (Притч. 9:12). Поэтому зло травмирует и ранит того человека, который является носителем этого зла. А другого, если он не будет его воспринимать, оно и не тронет.

Поэтому, как говорит святитель Иоанн Златоуст, мы обычно жалеем того человека, которого обидели, а истинной жалости достоин тот, кто обидел. Поэтому нужно все-таки бороться, тем более брак венчанный, просить помощи Божией. Молиться, молиться, молиться. — В чем вред блуда и блудной страсти? — Апостол Павел говорит, что человек согрешающий есть одно тело с блудницей или с блудником. «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницей становится одно тело с ней» (1 Кор. 6:16).

— Есть ли кайф в Православии?

— Во-первых, нужно определить понятие: что такое «кайф»? Как я догадываюсь, это какое-то временное состояние. Тот, кто задал этот вопрос (а он поступил в письменном виде. — Ред.), способен сказать, может ли кайф быть постоянным? «Кайф, остановись!» (как «мгновение, остановись!»). Ну, допустим, человек выпивает что-то такое или съедает. Что же — нужно держать это во рту, чтобы остановить кайф? Все равно ведь проглотишь.

Православие отличается прежде всего тем, что приводит к состоянию неизменному, непреходящему. Состояние молитвы, благодати — то, в котором уже и времени нет. А все остальное заключено временем. Раз — и прошло. Сколько длится, простите, кайф блудников? И ради этого разрушены семьи, разрушено все? А потом возраст приходит, и этот кайф просто перестает существовать. А человек столько нагрешил, столько наворочал всякой грязи… В какой-то момент ему уже, простите, все равно кто, какой пол, так называемый кайф приводит к полной ненормальности.

Душевное состояние человека от полноты чувств, которое вложено Богом для продолжения рода человеческого, — это одно. А так называемый кайф — совсем иное. К несчастью, у нас иногда процесс делают смыслом жизни. Есть цель, а существует процесс, например добывания денег. А чего достиг, что дальше?

— Можно ли читать дома полунощницу? Требуется ли для этого особое благословение?

— Конечно можно, если есть такая возможность — помолиться: и полунощницу читать, и Псалтирь. Когда молятся от случая к случаю — по силам, состоянию, возможностям — благословения не требуется, а когда молитву рассматривают как правило — тогда уже обязательно нужно брать благословение. Человек семейный не всегда может выполнить правило. К тому же, когда начинаешь что-то делать по послушанию — враг нападает, мешает, чтобы дело не стало регулярным. Ведь чем отличаются святые от нас, грешных? Постоянством. Как отец Сергий Мечев говорил одной рабе Божией: «Иногда с вас можно писать иконы, иногда бульварные романы».

Поэтому православному человеку желательно жить по заповедям, в любви, в мире, естественно. Храм Божий посещать так, как заповедано, в воскресные дни, в праздники, в другое время, если есть возможность. Из собственного опыта знаю, когда в молодости работал инженером — забежишь, побудешь в храме, почти на службе не был, приходишь — а все равно чувствуешь другое состояние.

Что касается особых подвигов — если есть желание, можно пробовать. Если брать благословение, то нужно помнить о постоянстве, все-таки рассчитывать свои силы. Возьмешься — а не получится? Не говоря уже о том, что, если начинаются какие-то особые подвиги, например молитвенные, враг иногда нападает на семью. И это тоже нужно учитывать. И лучше, так сказать, идти царским путем, средним.

Ну а самое главное: если желает человек спастись, Господь посылает возможность потрудиться. Поэтому нужно не роптать, не раздражаться, я уж не говорю — падать духом. Что ж такое, все в жизни бывает… Если мы сами на себя подвиги не берем, то Господь посылает. А если есть такая возможность, значит, нужно во славу Божию трудиться.

Кстати, интересный момент: сколько раз надо прощать, помните? Почему апостол Петр спросил — а до семи ли раз? Потому что он чувствовал: семь раз — вроде маловато. Господь его утешил: «не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:22). То есть четыреста девяносто. А ведь мы в молитве «Отче наш» как просим? «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Почему у нас по 40, по 50 раз повторяют «Господи, помилуй»? У нас один батюшка шутливо говорил: «Господи, помилуй меня 40 раз».

Семью семьдесят — это 490. Если на 60 минут поделить, получается 8 с остатком — рабочий день. Каждую минуту в течение рабочего дня можешь прощать. А еще дома. А ведь чем больше прощаешь, тем больше тебе простится. Есть возможность духовного совершенствования! Что-нибудь не по-твоему — это возможность простить. Подработал. Тебе что-то не то сказали — можно простить. Подработал. Если так подходить, будешь ждать, когда кто-нибудь что-нибудь скажет, чтобы простить. Как тот подвижник: «День прошел бесполезно — меня не ругали, не били…» Люди искали, от кого терпеть. А нам не нужно искать — в семейной жизни возможности просто неограниченные! Нужно постоянно прощать, прощать, прощать, заниматься, как говорил отец Иоанн Крестьянкин, малым доброделанием.

Наши обидчики — это же наши благодетели, которые выявляют, что в нас есть. За них, первых, нужно молиться. Без них как бы мы узнали, что можем раздражаться? Все это проходит. Потом станем вспоминать, а то и забудем, что было. А тут переживают… Все пройдет. Так что, простите, что не так, помоги вам Господи. Сейчас придете домой, старайтесь все это выполнить на практике.

— Уже сегодня надо будет выполнить?

— Да-да. Некоторым такая возможность уже готовится. Я помню, молодой начал служить, старался, конечно. Возвращаюсь домой, а там передрались все. «Вот, где-то тебя носит, а тут шайка разбойников растет!» Теперь выросли, у них свои разбойники. Я другой раз думаю: «Сейчас приеду, получу». Смотрю — тишина. Интересно. Знаете, когда ждешь, вроде ничего, а если нет…

Когда один игумен подошел к кончине, братия ему говорит: «Отче, открой тайну твоей внутренней духовной жизни. Как ты столько лет нами управлял, ведь мы неуправляемые?» Такая братия была. «Скажи, как ты этого достигал и сам был спокоен?» Он говорит: «Ладно, братья, скажу. Всегда, когда я что-нибудь говорил сделать или о чем-то просил, я был уверен, что вы или этого не сделаете, или сделаете не так, как я прошу. Поэтому, когда вы хоть что-то делали, была радость, а когда ничего не делали — ну, обычное дело, как всегда».

Поэтому старайтесь стяжать такое же устроение в семье. Просишь или что-нибудь говоришь— значит, жди, что делать не будут. Тогда не станешь раздражаться на детей. Ну, Бог в помощь, простите.

По материалам журнала Покров №6/2011


Советы приходящим в храм

Наш адрес

140130, Московская обл., Раменский г.о., д.п.Кратово, ул.Нижегородская, д. 17

тел. (495) 556-10-43,

(925) 654-19-11

Схема проезда

Поиск по сайту

Наш баннер