Советы приходящим в храм

Наш адрес

140130, Московская обл., Раменский г.о., д.п.Кратово, ул.Нижегородская, д. 17

тел. (495) 556-10-43,

(925) 654-19-11

Схема проезда

Записки священника

23.01.13

Протоиерей Николай Булгаков

Сила Божия всесильна

Печаль по ушедшему детству сменилась вновь обретенным детством в Церкви: снова почувствовал себя чадом — Отца Небесного.

Встаешь на колени, становишься маленьким и снова говоришь: «Прости, я больше не буду!»

Мiр только с детством сравнимой прозрачности души: Господь ведь всё знает.

Но для взрослого это Господне будьте, как дети  требует труда. Труда всей оставшейся жизни.

 

 

+ + +

Когда начал ходить в храм, восхищало, что слышу слово в слово то же, что слышали Пушкин, Гоголь, Достоевский (почти здесь же живший — через две улицы от нас, в этом же храме бывавший)… И даже раньше — Ломоносов — и еще… На те же иконы смотрели, так же крестились, молились теми же молитвами. И наша, уже покойная тогда, соседка по коммунальной квартире в Тихвинском переулке в Москве, Пелагия (Царствие ей Небесное!), которая так хотела, чтобы я окрестился, пришел, наконец, в этот храм.

Какое соединение!

Мы здесь и молимся, и молились наши предки, и о нас тоже: о соединении всех.

Чудо Божие, что этот островок уцелел среди всеобщего безбожия, среди всех ниспровержений, обновленчеств, всех бурь — и живет среди нынешних, сегодняшних, не меньших бурь. И, что бы ни было вокруг, питает наши души великий, Богом данный нам дар — церковно-славянский язык святых Кирилла и Мефодия.

Но здесь, в Церкви святой, есть и еще большее, главное чудо: мы слышим здесь те слова, которые говорил на земле — говорит нам! —  Сам Господь наш Иисус Христос.

 

+ + +

Пророческое служение великой русской литературы. Пророчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского — сбывшиеся, сбывающиеся.

Господь ведь не случайно дал такой высочайший дар слова нашим первым писателям. Видно же: человек сам, без Бога, так не может писать. Он и не пишет — за полтора века с этими вершинами почти ничто не сравнимо, не превзойдено. Бог дал им, возможно, такое слово, чтобы люди, обратив свое внимание на них, потом прислушались к ним, когда они стали говорить важнейшее: о Боге, о вере, о православном пути России. Когда в людях стала оскудевать вера, когда они стали читать светскую литературу больше, чем Евангелие, Господь по любви к человеку (молитвами преподобного Серафима?) стал пророчествовать даже через светских писателей.

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет…

«Ревизор» — пророчество об обществе всеобщей лжи, об обществе-самозванце, где всё выдает себя не за то, что есть на самом деле.

«Мертвые души» — пророчество о времени безбожия в России — мертвых без веры, без Бога душ — о времени, когда везде будут говорить, и писать, и всю науку, и культуру, и даже психологию — науку о душе — пытаться строить на том, что у человека якобы души нет. Пророчество о всемiрной идеологии антихристианства: «Деньги решают всё». Когда уже души мертвых продают и покупают за деньги, закладывают под проценты — дальше, как говорится, ехать некуда.

То, что представлялось социально острым в XIX веке, оказалось неизмеримо острее в XX и ХХI-м.

«Русь, куда несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа…»

Путь в безбожие — путь в небытие.

 

+ + +

Народ наш изранен — души его изранены врагом рода человеческого, хозяйничавшего все эти годы, десятилетия, ходящего, как говорил Гоголь, уже «без маски» в этом мiре. Враг метит всегда в самое сердце, в самое больное и важное, в самое чувствительное. В любовь. Сколько тут ран от врага! Человек не понимает, духовно ослепший, духовно разоруженный (ни молитвы, ни поста, ни Таинств Церкви…), что это — ловушка вражия, и становится его орудием против другого человека, против любви. Сколько разрушенных семей, сколько слез, сколько сирот!

Надо вооружаться постом и молитвой.

Надо быть снисходительными друг к другу.

 

+ + +

— Надо всё начинать со лба, — сказала одна мудрая бабушка (с крестного знамения, с молитвы).

 

+ + +

— Почаще истово осеняйте себя крестным знамением, мои драгоценные! — говорил протоиерей Николай Гурьянов. — Сложите три пальца, даже посмотрите на них, чтобы ровно было, — вытягивал он троеперстие перед собой, на уровне глаз.

(24.VII.2001 г.)

 

+ + +

Батюшка Николай Гурьянов говорил:

— Ласково разговаривайте с Господом на молитве.

 

+ + +

Прежде, чем начать молиться, надо вспомнить (лучше, конечно, и не забывать) о том, что мы — не одни. Что перед нами, над нами — Бог.

Во всяком событии, во всяком обстоятельстве, во всяком затруднении главный — Господь.

В этом наша вера: видеть во всем прежде всего Господа: Его руку, Его Промысл, Его силу, Его кротость, Его любовь.

И в молитве нужно поставить перед собой на первое место Господа — слушающего нас, слышащего нас, хотящего всё благое наше исполнить больше, чем мы сами.

 

+ + +

Если хочешь блага себе, своим близким, то больше, чем о самом себе, о своей семье, нужно пещись о благе Церкви, о благе Отечества.

Каким бы ты ни был хитрым эгоистом, который день и ночь только и ломает голову над тем, как бы обезпечить благо себе любимому и своему гнездышку, все равно ты не можешь добыть себе того блага, какое можно получить только в Церкви и которое дает Родина-мать своим чадам.

Когда поняли в 1812, в 1941-м году, что если лютый враг одолеет, если не будет Родины, тогда и нам не жить, когда стало ясно видно, что с «цивилизованного» Запада приходит не свобода и благополучие, а горе и смерть, тогда встали все вместе на защиту Отечества и победили.

 

+ + +

В день памяти святого царя-мученика страстотерпца Николая, в наш престольный праздник (северного придела храма), 17 июля 2005 года, пожилой местный житель принес и показал всем сияющую золотую монету с ликом царя Николая. И рассказал, что нашел ее во время Великой Отечественной войны в Петербурге, в развалинах дома, помолился царю Николаю — и получил исцеление.

 

+ + +

Почему Господь нас «не слышит» — когда мы обращаемся к Нему в молитве?

Потому что мы просим, чтобы Он изменил наши обстоятельства. А Он хочет, чтобы изменились мы.

 

+ + +

Ну что ты мучаешься? Оставь грех — и всё. Мучаешься, живя с ним, с этим грехом. Не пропадешь, если оставишь. Не думай: «Как я буду без греха?» Как-нибудь да будешь. А главное, греха не будет. Не будет этого мучения совести — уж точно.

Скажем: не убивать своего ребенка. Всё за то, чтобы убить (якобы). И муж против, или его вовсе нет, и условия ставит — вплоть до развода, и мать чуть ли не прогоняет на бойню, и врач требует, и самой стыдно и страшно, и всё, всё… А ты решаешь: «Будь что будет, не могу!» И тебе — легко и свободно! А те трудности, что за этим стоят — ну, день за днем как-нибудь преодолеешь, с Божьей помощью, все равно же что-то в жизни всегда надо терпеть, гладко ведь всё не бывает. Зато совесть не гложет. И радость, конечно, будет, и еще какая. А сделаешь так, как якобы «необходимо» — и все равно ничего не решится, все равно никого не удовлетворишь этим, а человек — убит. Навсегда!

Нужно быть заодно с Господом всегда.

Быть заодно о Господом прежде всего в том, чтобы очень хотеть спастись. Это и Его главное желание.

Для спасения нужна решимость, как говорил преподобный Серафим.

Решимость — это значит положиться на Господа больше, чем на себя.

 

+  +  +

23 ноября 2005 года был черный юбилей в истории нашего Отечества: 50 лет назад был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене запрещения абортов». С 1936 по 1955 год у нас в стране, как и в Российской Империи, аборты были под запретом. До 1920 года чадоубийство во чреве  не разрешалось даже по медицинским показаниям. 27 июня 1936 года было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов». За незаконный аборт, совершенный врачом, грозило лишение свободы на один год  и лишение права заниматься врачебной деятельностью. На следующий после этого год количество абортов по сравнению с предыдущим сократилось втрое.

Немалая часть из нас — родившихся более 50-ти лет назад обязаны, может быть, жизнью именно этому установлению.

И какой страшный урожай собрали последние полвека, эта «свобода», основанная на лжи о том, что у человека якобы нет души — а она дается ему Богом с зачатья.

Душу-то ведь не убьешь.

 

+ + +

Господь — это опора всякого добра. Это надежда в безнадежности. Это безчисленное число выходов из любого «безвыходного» (по-человечески) положения. Это радость в печали, это смысл в «безсмысленности», это сила в безсилии, это свет во тьме.

 

+ + +

Не только большевики, или демократы, или масоны, или пентагон, но даже сам сатана ничего не может сделать, если Господь не попустит.

 

+ + +

  Три кратчайшие молитвы, которые приложимы к любому обстоятельству в жизни:

1) Слава Тебе, Господи! (за это — за то, что сейчас происходит — что бы ни было).

2) Господи, помилуй! Господи, прости!

3) Господи, помоги!

И — вперед.

 

+ + +

Дай Бог нашим офицерам, нашим воинам понять, что с Богом, с молитвой служить легче. Что без Бога, без молитвы, со сквернословием и курением они словно бы идут против ветра, гребут против течения, едут на несмазанных колесах.

 

+ + +

Дьявол хочет, чтобы мы злились на грех. Одного грешника толкает ко греху, другого — к злобе на него.

А Господь хочет, чтобы мы любили грешника, жалели его, помогали ему избавиться от греха. И сами тем собирали себе сокровище на небесах.

 

+ + +

Все больше наши здешние интересы должны переходить на нашу будущую жизнь.

+ + +

Служить Богу — это самое большое счастье, какое может быть на земле. Служить любви, служить добру, служить правде, служить жизни — жизни вечной!

 

+  +  +

После первой же встречи с митрополитом Иоанном (Снычёвым) в морозный день начала 1991 года в Чистом переулке промелькнули — вспомнились слова, сказанные одним архиепископом на допросе. На вопрос «Что вы думаете о Патриархе Тихоне?» владыка ответил:

— Я реально ощутил его святость.

Он был старец. Старец прозорливый…

И при этом — простота необычайная — с первого раза, можно сказать, ошеломляющая («Совсем не архиерей!»)…

И потом, всегда — Господь сподобил встречаться с Владыкой по разным делам — так и осталось: смирение, простота — полные, мнение — свое, твердое.

Дух святителя Тихона, про которого говорили:

Он всех внимательно слушает, но поступает по-своему.

Хотя бывало, что Владыка и соглашался, изменял свое  решение.

Провожали однажды Владыку в Питер, он шел потихоньку по перрону в рясе и скуфье с посохом. Навстречу — пассажир навеселе:

— О, батюшка! Вы где служите?

— В Петербурге.

— А у вас какой храм?

— У меня  не один…

— А сколько же? Пять? Десять?

— Да нет, вся область.

— Вы что же, митрополит?!

— Да, — совершенно спокойно, как во всем этом диалоге, ответил Владыка.

Пассажир тут же протрезвел.

 

Святитель Тихон  тоже имел облик простого русского батюшки.

Несокрушимая сила и красота смирения…

Смирение перед Истиной, перед Господом — полное. Основа его —  великая Вера.

Раз такова воля Господня — всё. Что бы ни было вокруг — оно уже второстепенное.

Дай Бог и нам жить, взирая на эту высоту.

 

Помнится та ноябрьская суббота 1995 года, когда во время службы в алтарь передали записку: о новопреставленном…

Первая мысль: «Что это?! Как  можно так ошибаться?!»

Никакого другого варианта душа не принимала.

А потом — литургия в слезах.

Так жалко его было, кроткого нашего…

Какова же сила кротости! Какую она рождает любовь!..

А мы — всё никак ее не возьмем для своей жизни… Никак не поверим Господу, сказавшему: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим.

И ведь примеры тех, кто поверил, научился — перед глазами, в памяти. И какие примеры!..

Господи, помилуй. Господи, помоги.

Вси святии земли Русския, молите Бога о нас!

 

Приехали однажды на остров к Батюшке Николаю — он лежит у себя в кроватке за шкафом, слабенький. Садится, смотрит на нас и говорит медленно, высоким голосом отцу Валериану:

— Какая у тебя борода! Белая, белая…

А потом — мне, низким:

— А у тебя — чё-ёрная!

Смотрю, как белеет моя борода — и радуюсь.

 

+ + +

Бабушка просит трехлетнюю внучку:

— Детка, расскажи мне стихотворение.

Внучка говорит ей:

— Бабушка, а ты не хочешь послушать, как я молчу?

+  +  +

Все помнят, как Батюшка Николай Гурьянов любил повторять четверостишие:

Вы простите, вы простите,

Род и добрый человек.

Меня, грешника, помяните.

Отхожу от вас… пока не на век.

Мы радовались тому, что еще увидим Батюшку, говорили:

— Спаси вас Господи!

Однажды к Батюшке привезли трехлетнего Колю. Батюшка очень обрадовался ему. А Коля, в отличие от всех нас, ни о чем Батюшку не спрашивал и довольно хмуро сидел в его кухоньке, и Батюшка никак не мог его растормошить. (Батюшке, видно, нравилась эта игра).  Наконец, Батюшка сказал свой стишок, но не как обычно, а с неизмененным окончанием, специально для Коли, от чего мы бы все, услышав это от прозорливого Батюшки, очень опечалились:

— Отхожу от вас… навек!

И посмотрел на Колю. И даже, когда тот опять остался невозмутимым, еще раз повторил, наклонившись к нему:

— На ве-ек!

А Коля — опять хоть бы что, не пугается.

Ну уж что с ним поделаешь…

 

+ + +

Когда Коле было четыре года, он вновь побывал у Батюшки на острове. Его спросили:

— Был у Батюшки?

— Да.

— Исповедовался?

— Да.

— И что тебе Батюшка сказал?

— А про это я ничего не скажу.

 

Чем откровеннее одежды, тем меньше рождаемость.

 

+ + +

Откупили сына от армии. Погиб здесь, в городе — наехала на него машина. Всё решают не деньги, всё решает Господь. Может, пошел бы в армию, мать бы молилась, постилась, даже если бы в Чечню послали, вернулся бы живой. Но даже если бы и погиб там, то — за Родину, как герой. Господь, может, грехи бы простил, взял бы в рай. А тут — что за смерть?

Деньги не спасают, не защищают, не дают счастья, долголетия. Только обещают. Так поступает дьявол.

 

+ + +

Сила Божия всесильна, Бог всемогущ. Не только Сам Бог, но и верующие в Него. «Всё возможно верующему», — сказал Господь. «Бог не может» — так не бывает. Если не делает, значит, почему-то не хочет. А может Он всё. Кроме одного — не творить блага.

 

+ + +

Россия постоянно умирает — чтобы жить Воскресением.

 

+ + +

Сила русских людей в том, что им наплевать на себя. У них есть то, что важнее их самих. Когда такое чувство в нас живет, тогда мы непобедимы, потому что с нами Бог.

 

+ + +

День святителя Николая — наш национальный праздник.

Престольный праздник всей России. День нашего народного любимца.

Это и были нерабочие государственные дни до 1917 года: «Никола вешний и Никола зимний».

Никольская башня Московского Кремля — к ней ведет Никольская улица. Николаев. Новониколаевск (ныне Новосибирск). Безчисленные сёла Никольские.

Два великих царя, так много сделавших для России, чьих покровителем был святитель Николай: Николай I и святой царь Николай II.

Любимое русское имя. Если не Николай сам, то — Николаич, Николавна.

— Николавна, как сама-то?

— Да слава Богу, Николавна.

Когда поздравляли Батюшку Николая Гурьянова с только что прошедшими именинами, приехал еще один Николай, самый молодой из нас, стоим — три Николая, Батюшка говорит:

— Хорошее у нас имя?

— Самое лучшее! — говорю.

В этот день у нас в России храмы всегда переполнены, множество причастников, всегда молебны, панихиды…

Дай Бог, чтобы два этих красных дня — 22 мая и 19 декабря — вновь стали у нас нерабочими государственными днями.

 

В детстве с шести лет у меня в московском дворе был лучший друг — ровесник, звали его Николай Николаевич Никольский.

И отец был Николай Николаевич Никольский, и дед Николай Николаевич Никольский. Видно, тоже священнического рода (потому и дружили). От его отца и узнал впервые, что есть на свете Николин день.

Где ты, Коля? Как давно мы — больше сорока лет! — не виделись.

Святитель Николай чудотворец поможет — увидимся.

Николай Угодник всё может.

 

Праздник милости Божией, любви Божией к людям, к их нуждам, большим и малым.

Праздник надежного и доброго нашего друга — святителя Николая.

Кто его не просил о помощи? Кому он не помогал? Кто надежнее его в любой беде? Чудеса его множатся, и в нашем приходе тоже.

«Скорая помощь» может не приехать, пожарная команда может не успеть, до милиции можешь не докричаться. А Николай-то Угодничек мгновенно приходит на помощь.

И страшно потерять его любовь, его милость… Потому еще и спешим в храмы в этот день, и везде — свечи, свечи, у каждого его образа. Николай Угодничек не поможет — что будешь делать?

Однажды на проповеди в день святителя Николая рассказал о том, как в советское время один человек потерял партбилет. Ну, тогда это было — всё, потеря карьеры! Что делать? Кто поможет?  Кто ж поможет, конечно, святитель Николай. Стал тот человек ему молиться. А перед этим катался на лыжах (и там, значит, с партбилетом не расставался). Поехал в лес, нашел его в снегу!

Лег спать, святитель Николай является, говорит:

— Просить — просишь, а благодарить забываешь?

Он вскочил, побежал в храм, поставил свечку Николаю Угоднику.

 

Одна наша прихожанка — тогда еще Михаило-Архангельского храма в Жуковском — С.С.Титова — вспоминала:

«Утро.  Я тороплюсь на праздник в храм Архистратига Михаила. Тогда я ходила в этот храм, где служил батюшка Николай Булгаков.  У меня жил тогда престарелый отец, слепой. Ему надо было уделить утром много времени. Чувствую, что опаздываю на службу. И, быстро собираясь в храм, начинаю молиться:

— Святителю отче Николае, помоги не опоздать на чтение Евангелия и на проповедь батюшки Николая! Прости меня, грешную, и помоги!

Выхожу из квартиры, бегу по лестнице, а сама всё молюсь и прошу.

Выбежала на улицу, бегу на автобусную остановку — и тут, к моему великому удивлению, идет автобус №34. Так редко ходит! Быстро сажусь, еду, а сама всё молюсь и прошу Николая Чудотворца, чтобы не опоздать.

И вдруг автобус понесся с такой скоростью, на некоторых остановках даже не останавливался, что пассажиры стали стучать водителю в стекло, стала возмущаться и кондукторша. А я сижу и думаю: «Слава Богу! Теперь я точно не опоздаю». И на службу успела.

В этот день батюшка на проповеди говорил о монахине, которой очень хотелось блинчиков. Она всегда обращалась к святому Иоанну Крестителю. Но Иоанн Креститель явился ей и сказал:

— Что ты меня просишь? Я в пустыне жил, я не знаю, что такое блинчики. Ты проси вашего баловщика, святителя  Николая.

Матушка попросил святителя Николая, и тут же в дверь к ней постучали :

— Не хотите блинчиков?

Я стою, думаю и мысленно прошу:

— Святителю отче Николае, пошли мне денежную премию, так как будет строиться новый храм Державной иконы Божией Матери. Помоги нам!

Служба у меня прошла на одном дыхании. Был молебен с водосвятием. Приехала домой поздно. Не успела переодеться — как звонок. Подошла к телефону и слышу:

— Светлана Сергеевна, мы вам обзвонились. Завтра срочно получите денежную премию.

Всё пожертвовала на кивот к иконе святителя Николая.»

 

У алтарника нашего пропали водительские права. Всё обыскал — нету. Вспомнил про тот партбилет. Только стал молиться святителю Николаю — приходит наш прихожанин, говорит:

— Слушай, что это у меня в куртке твои права?

Икона наша святителя Николая увешана золотыми крестиками, кольцами — с благодарностью.

Ехали ночью, в дождь, машину на крутом повороте вынесло на левую сторону, стало крутить, понесло в овраг. В ту же секунду — мгновенно! -закричали:

— Святителю отче Николае, моли Бога о нас!!!

Машину развернуло задом — и, съезжая в овраг, она уперлась запасным колесом в дерево.

Крест висит с пятью камушками на иконе святителя Николая — пять благодарных жизней.

+ + +

Иногда спрашивают: «Почему вы посвятили храм Державной иконе Божией Матери?»

Явление Державной иконы Пресвятой Богородицы 2/15 марта 1917 года — величайшее событие русской истории. Матерь Божия — альфа и омега нашей истории. В тот день Господь Небеса преклонил, и  Матерь Божия вошла в нашу земную историю, Небо соединилось с землею.

Это явление, возможно, не было знамением восстановления земной монархии в будущем. Конечно, «у Бога всего много», и Господь может даровать и ее, но это, видимо, не главное. Главное, что русская история стала восходить на Небо — как на Небо взошел Царь-мученик со Своей Семьей, сонм новомучеников и исповедников Российских, весь умученный, но не отрекшийся от Бога, от Родины русский народ: священники и дворяне, крестьяне и воины…

Наш Державный храм, чудом появившийся на пустом месте на рубеже тысячелетий — видимо, некое слово, которое сказала Царица  Небесная нашему народу, Церкви Русской в это время, Ее благословение на духовное строительство Державы Российской.

Господь не дает царя, не дает вождя, чтобы надеялись на Бога, чтобы просили Заступницу Усердную. «Бог наш генерал!» — как учил Суворов.

 

+ + +

Ко всему можно относиться так, а можно — иначе.

За всё можно благодарить и на всё можно роптать.

Любого человека можно любить и любого ненавидеть.

Всегда можно иметь покаянное чувство и всегда — стремление к самооправданию. Всегда видеть причину в себе — и всегда в обстоятельствах.

Выбор за нами.

 

+ + +

Есть литература живая, с любовью. Есть литература мертвая. Не в том дело, что пишется плохо о ком-либо, а в том, что нет любви.

Раньше в мертвой литературе критиковали крепостное право, советскую систему, а теперь (нечто свеженькое!) — батюшек, верующих людей. Но суть — та же, дух — тот же.

Об этой мертвой литературе, а именно о «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева, Пушкин написал: «Нет убедительности в поношениях и там нет истины, где нет любви».

Там, где нет любви, нет и художественной литературы.

 

+ + +

У Бога — правда, истина. А у дьявола — идеология.

Какая у него нынче идеология? Что он нам сегодня врет (лишь бы отвести от истины)?

Может, никакой? Дьявол «деидеологизировался»?

Нет, конечно. С ним этого никогда не будет. Он нас без «внимания» не оставит. У него может быть «деидеологизация» только в одном случае: если он ею прикроет какую-то свою идеологию.

Сегодняшняя его идеология — то, что смысл жизни в удовольствиях. Делать то, что хочется. Сделал то, что хочется — и счастлив.

(Впрочем, это напоминает знакомое: «Каждому — по потребностям»).

И никакого «тоталитарного» добра и зла якобы нет. Одному, мол, хочется одного, другому — другого. «Имеешь право». «Правовое общество».

Врет, конечно. Как всегда. Счастье — не в этом. Счастье — творить волю Божию, делать добро, любить Бога и ближнего.

Есть добро и зло, есть. Это — правда. Есть то, что хорошо, и то, что плохо. Есть добродетель и есть грех. Всегда было, есть и до Второго Пришествия будет.

И бывает, что нам, грешным людям, не хочется делать хорошо. Ну и что? А ты все равно делай.

И бывает, что хочется делать плохо. Ну и что? А ты все равно не делай.

И потом скажешь: «Слава Богу! Как хорошо».

И здесь, и навеки.

+ + +

Великому посту предшествует память святых новомучеников и исповедников Российских.

Святые новомученики помогают нам поститься.

Святые новомученики помогают нам терпеть.

Они прошли путь исповеднический, путь мученический – как же нам не поститься? Меньше некуда…

Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник, главный автор службы Всем русским святым, великий почитатель церковного Устава, прошел тридцать лет невообразимых испытаний, – и везде соблюдал устав о посте. Если вдруг попадалось в скудной лагерной пище то, что уставом в этот день не позволялось, он не ел.

Н.С.Фиолетова вспоминала о нем:

«Он был очень строг в отношении соблюдения постов. Владыка рассказывал, что Господь помогал ему во всех его тяжелых обстоятельствах никогда не нарушать поста, но зато, как наступали праздники, он имел всё для праздничной трапезы, где бы он ни был и в каких бы трудных обстоятельствах ни находился…

Владыка часто говорил так: «Пьяница пьет – я ему могу простить, потому что это страсть, и он не может ее побороть. Человек курит – я ему прощу, так как это страсть. Трудно человеку побороть эту страсть. Но вот НАРУШЕНИЕ ПОСТА ПРОСТИТЬ НЕ МОГУ. Не все ли равно, какой пищей насытиться? Ешь досыта, но ешь ту пищу, которая положена».

Святые новомученики молились святому пророку Илье – и он их питал.

Святитель Афанасий писал:

«Пророк Илия, по откровению, данному еще в 1917-1918 годах в Москве одному лицу высокой духовной жизни, — питатель для нашего времени, как был он питателем сарептской вдовицы. Мне рассказывал митрополит Кирилл (Смирнов), что он узнал об этом от архиепископа Феодора (Поздеевского), с которым он был в одной келлии в Таганке (в одной камере – авт.). Даниловцы, по словам преосвященного Феодора, стали ежедневно поминать пророка Илию, и в голодные годы не видели недостатка. Стал поминать пророка и митрополит Кирилл,и тоже у него никогда не было недостатка. А 20 июля (память св. пророка Илии – авт.) совершенно неожиданно было получено столько передач, что шпана, носившая передачи и, конечно, с избытком получившая свою долю, сделала на дверях камеры, где были преосвященные Кирилл и Феодор, надпись: «Продуктовый склад». По примеру митрополита Кирилла и я ежедневно после обеденной трапезы читаю тропарь пророку, несколько измененный… Я крепко верю, что по предстательству пророка-питателя Господь неоскудно питает меня через добрых людей, которые являются для меня той малой мерой муки и тем малым сосудом елея, которые не оскудевали у вдовицы во время глада, как сказал ей пророк. Верю, что по предстательству пророка Господь неоскудно питает и тех, кто во имя Христово питает других».

Вот этот измененный тропарь пророку Илье:

«Во плоти ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова Илие славный, от ангелов пищу приемый и вдовицу сарептскую во время глада препитавый, сам и нам благодатный питатель буди».

Святые новомученики и исповедники помогают нам молиться, каяться, помогают нам верить.

Мы еще не ощутили по-настоящему, что вера – главное наше сокровище, ради которого можно поступиться всем остальным, что все остальное с этим несравнимо.

Мы еще не поняли, в чем главная причина всех наших бед и скорбей – что за ними стоит любовь Божия, желающая нам возвратиться в Дом Отчий, стоит молитва новомучеников, их любовь к нам.

 

+ + +

Великий пост — это время серьезное.

Жизнь вообще — дело серьезное.

Каждый день бытия, каждый миг. Каждая мысль, каждое слово.  Молитва к Богу. Все это очень серьезно.

Этому учит нас Великий пост.

 

+ + +

Пост — это не наше отношение к пище, это не вопрос выбора блюд.  Пост — это наше отношение к Богу. Признаем ли мы Его над собой, слушаемся ли мы Его, верим ли Ему. Готовы ли не только говорить («У меня Бог — в душе!»), а что-то действительно делать по вере.

Что пост дает? Не чего он лишает (мясного, молочного), а что дает?

Мiр не понимает поста, не любит поста, не знает о посте, не задумывается над тем, что пост дает (кроме похудения разве что, самое большее — «очищение организма»).

Главная суть поста, главное что он дает — это то что пост приближает нас к Богу. Мы тогда — хоть немножко Божьи, а не свои, не мiрские, не дьявольские тем более. Мы хоть что-то делаем — для души, для спасения.

«Бог в душе» — это не правда на самом деле, это лукавство, Бог приходит в душу, которая трудится для этого, для которой Он важнее всего остального. Для этого нужно предпочитать угодное Богу — другому, легкому  и приятному, но не приносящему духовных плодов.

Пост приближает к Богу действительно, делом, а не на словах, не в мечте.

Если ты веришь в Бога, веришь Богу, то эта твоя вера на деле доказывается, проверяется постом.

Без поста нет Православия.

И для взрослых, и для детей.

Покойный священник Алексий Грачев (Царство ему Небесное!), который до рукоположения три года работал в родильном доме врачом, считал что детей, как правило, можно начинать постепенно приучать к посту с полутора лет жизни, что посты для детей, даже и многодневные, даже в чисто физическом отношении — на пользу. Не говоря уже о пользе духовной.

Мы говорим: «Мальчик хороший, послушный; девочка хорошая, послушная». Как воспитать в детях эту важнейшую добродетель?

Пост — действенное, постоянно действующее средство воспитания в детях послушания. Понимания того, что что-то можно, а чего-то нельзя. Сегодня, скажем, всё можно есть — и взрослым, и детям. А завтра, в среду или в пятницу, нельзя ни мясного, ни молочного никому: и папе нельзя, и маме нельзя, и дедушке, и бабушке, и мне нельзя. Вся семья постится! И ребенку куда деваться? Он не на словах, а на деле, всем образом жизни учится послушанию.

Откуда берутся непослушные дети? Потому что есть непослушные взрослые.

Взрослые не слушают Бога — дети не слушают взрослых. Они ведь с нас берут во всем пример. Пример — важнейшее средство воспитания. Делам верят больше, чем словам.

Ребенок постится — крепнут силы его души, крепнет его воля. А воспитание воли в детях — важнейшее дело для того чтобы подготовить их к борьбе с грехом в себе, особенно в будущем переходном возрасте, когда борьба эта обострится.

Как бы не были важны наши заботы о теле ребенка, есть и то что важнее даже этого — забота о его душе.

Главное в человеке — его душа. И пост напоминает нам об этом.

 

Обычно говорят: я болею тем-то (кто сейчас не болеет?), поэтому я не могу поститься.

Ты болеешь — а почему? Что болит? Ведь причина болезни — грех. Как ты хочешь исцелиться от греха? Чем ты отвечаешь на болезнь? Покаянием? А покаяние делом — это пост. Пост — это, прежде всего, лекарство от греха, это очищение души. Причем, самое легкое, подручное и дешевое, кстати, лекарство. Как следствие — исцеление тела. «Исцеление» — человек становиться целым, ему возвращается единство: гармония души и тела.

Вопрос: как ты постишься? — это вопрос не только о том, что ты ешь и чего не ешь. Но и вопрос: как ты молишься? Как ты живешь? Как ты ходишь в храм? Как ты безмолвствуешь — в том числе и в мыслях?

Ты спрашиваешь, можно ли тебе ослабить пост по состоянию здоровья. Да, по Уставу нашей Церкви — можно. Но, может быть, если бы ты ходила в храм в эти дни, ты стала бы здоровее — душою точно, а значит, и телом. Силы дает человеку не только пища — дает, прежде всего, Господь, благодать Святаго Духа.

Исполнение заповеди о посте приближает нас к Богу — источнику всех благ, душевных и телесных.

Было такое: перед войной трудно было найти студентам-медикам раковую больную, настолько редким было это заболевание. А теперь то и дело люди умирают от рака. Рак — это нарушение естественной жизнедеятельности организма, нормального деления клеток. Нарушение поста — это нарушение порядка питания, данного людям Богом. В результате — и эта страшная болезнь.

Святитель Василий Великий говорил: «Примите пост здоровые — это охрана вашей телесной крепости. Примите пост больные — это матерь здоровья».

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Хлеб и вода еще никому не повредили».

Таково православное учение о посте.

Будем поститься, чтобы быть здоровыми душою и телом.

 

 

+ + +

История России может быть прочитана, узнана только православными глазами, ибо история эта прежде всего есть исполнение предназначения Божия о России, Доме Пресвятой Богородицы.

Вся история России – это история непрерывных благодеяний Матери Божией нашему народу. Можно прямо изучать историю нашей страны по явленным в ней многочисленным иконам Царицы Небесной – от Владимирской до Державной. И совершенно непонятны некоторые исторические события, если не знать о милости Пречистой нашему народу, нашему воинству – как, например, стояние на Угре, когда татарские полчища подошли к этому «поясу Богородицы» и внезапно, без боя, ушли. Все верующие люди знают, что причиной этого было чудесное заступление Царицы Небесной по молитвам наших благочестивых предков.

 

+  +  +

«Человечество нынешнего века свихнулось с пути только от того, что вообразило, будто нужно работать на себя, а не на Бога».

Н.В..

 

+  +  +

Гоголь и Достоевский. Прямое продолжение одного и того же дела.

«Мертвые души» и «Преступление и наказание»: исследование одной и той же духовно-нравственной темы.

Чичиков («успешный человек»):

— Ну кому я плохо делаю? Я просто закладываю в ломбард «мертвые души».

Раскольников:

— Ну от этой старушки-процентщицы (!) никому же никакой пользы! Ну что такого я сделаю, если ее убью? Никто даже не заметит.

То, что разрушало и разрушает Россию.

 

+  +  +

Доверчивость – ахиллесова пята русского народа.

Приплывает какая-то очередная заморская акула с обворожительной улыбкой и говорит:

— Рыбка, давай дружить! Тебе будет хорошо со мной.

— Давай, акулочка! – радуется рыбка.

— Ну, полезай ко мне в ротик, — говорит довольно быстро акула, широко улыбаясь. – Тебе будет там хорошо. И никто тебя уже не съест. И будем дальше дружить.

Только бедную рыбку и видели.

Хорошо, если нашему народу Господь посылает умных, осмотрительных и грозных для врагов защитников (Господь хранит младенцы). Но так бывает не часто в истории… И они всегда акулами, конечно, оклеветаны.

А мы всё верим…

И опять у нас – глядь! – на дворе капитализм с хорошо нарисованным человеческим лицом и без сердца.

 

+  +  +

«Как хочется сделать в квартире евроремонт! Обить стены евровагонкой, оклеить еврообоями.

Какая сильная, надежная валюта – евро! Надо скорее перевести наши рубли в евро!»

Да, все это, конечно, можно сделать.

Но как бы нам не перевести нашу русскую щедрость, добродушие, русскую доверчивость, русскую всемiрную отзывчивость в еврорасчетливость, евроматериализм, в евроэгоизм, евроневерие.

 

+  +  +

Измена. Страшное это явление. Трагическое. Разрушающее семью, союз отца и матери. Разрушающее страну. Разрушающее прежде всего самого изменника.

Измена Родине. Измена родителям. Своему народу. Своим корням. Своему предназначению.

Измена Богу, своему христианскому званию, обетам святого крещения.

«Нет ничего святого» — нет ничего страшнее для человека.

Нет человека.

Нет смысла его существования, нет цели, нет итога.

Не приведи Господи!

 

+  +  +

Говорят о «правах человека», а целому народу в праве быть самим собой, жить по своим традициям, как он хочет, обращаться друг к другу по имени-отчеству, как это было в этом народе усвоено веками, — отказывают.

 

+  +  +

Распяли Господа «на правовой основе», в «сверхправовом» фарисейском государстве — за «нарушение закона», за то, что «Себя делает Богом»: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори (Ин.19,7) – а Он действительно – Сын Божий, Бог! И настаивают на этой чудовищной лжи своей до сего дне. И всему мiру ее навязывают. Именно «закон» послужил самому большому беззаконию, которое когда-либо совершалось на земле.

Почему? Потому что «их отец – дьявол» (Ин.8,44). И дьявол взял на вооружение еще тогда – «закон», и не выпускает этой дубины из своих рук.

 

+  +  +

Как же все это похоже на 1917-й год!

Наступила «демократия», «свобода» — и люди стали совершенно безправными. Тогда – перед полным произволом «власти рабочих и крестьян», теперь – перед «правом частной собственности», перед «законом», перед юридическими фокусами и сделками «а ля Чичиков» — перед всем этим полным бездушием. Вплоть до того, что продаются и покупаются школы и детские сады, образование, радио- и телевизионный эфир, газеты и журналы, литература и искусство, чистота наших детей, целомудрие юношей и девушек, газ и электроэнергия, армия и флот, дороги и больницы, фабрики и заводы, города и села, леса и реки, вода и воздух, сама Россия, ее люди – смысл их существования, их неповторимость, их души…

Прибыльно! Успешно! Остальное всё – неинтересно!

«Мертвые души» в год 200-летия со дня рождения их автора.

+  +  +

Конец России – это будет конец света, приход антихриста. Поэтому так яростно и стремится враг рода человеческого и те, кто ему служат, к уничтожению православной России (а никакой другой она существовать не может).

 

Проживет ли мiр (в том числе и «цивилизованный») дольше, чем Россия, которую он так жаждет поглотить?

 

+  +  +

Одна раба Божия принесла к нам в храм и положила на канун пакет гречки. Помянуть родителей.

Потом смотрит — а его нет.

Она расстроилась: как же это так — в храме?

Ей говорят за свечным ящиком:

— А вы подайте заказную записку на литургию, это будет самый лучший помин.

Она так и сделала.

Через некоторое время приходит, обращается за ящик:

— Я вас пришла благодарить за ваш совет. Вы мне сказали подать записку, помянуть. Я подала. И вот мама покойница приснилась моей сестре. Такая веселая, довольная. Сестра ей там говорит: «Что, мам, ты такая веселая?» А она отвечает: «А мне тут так хорошо. Меня тут хорошо одевают и кормят. Даже дают гречневую кашу».

 

+  +  +

Летом 2008 года отслужил всенощную накануне Рождества святого Иоанна Предтечи. А ночью вдруг стало плохо – встать не могу. Пришлось отменить литургию.

Врач, профессор-кардиолог, сказал:

— Десять дней постельного режима.

— Да как же, — говорю, — через три дня – Петров день, суббота, причастники, потом – воскресенье, два венчания…

— Я понимаю… — вздохнул православный врач.

Через три дня стало получше, собрался служить. Но все-таки — кто знает, как оно будет?

Накануне ночью снится мне деревянный дом Покровского храма в Отрадном. Поднимаюсь на крыльцо, поворачиваю в новую пристройку – и вхожу… в трапезный храм Лавры. Справа от стены отходит Святейший Патриарх Алексий П-й и благословляет меня.

Просыпаюсь, тут же вспоминаю сон – и думаю: «Все ясно! Все будет в порядке».

И так радостно стало, спокойно.

Так все, слава Богу, и было.

 

+  +  +

Кто придумал сосновый ствол с золотистыми чешуйками?

Кто выдумал дубовый листок?

Кто автор цвета малины, запаха сирени? Кто автор розы?

Кто изобрел соловьиную трель и изгиб лебединой шеи?

Это Он, Изряднохудожник, как  мы говорим в одной из молитв Таинства крещения.

Любой просто художник, даже самый талантливый, может сделать лишь плоскую копию безконечного прекрасного гармоничного м1ра.

 

+  +  +

Однажды я спросил у отца Николая Гурьянова:

— Батюшка, а «Завещание Сталина» — подлинное?

Он сказал:

— Ай, как нехорошо обманывать!

 

+  +  +

Наш всероссийский старец протоиерей Николай Гурьянов (в нынешнем году, 24 мая, будем отмечать 100-летие со дня его рождения), не переводил часы на «летнее» время. Мы так и говорили:  «По-Батюшкиному времени сейчас — столько-то».

У него, у прозорливого старца, ничего, конечно, не было просто так.  А уж время-то…

«Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного», — любил он говорить.

Дай Бог, чтобы вся наша страна вновь стала жить по Батюшкиному, по гурьяновскому времени.

+  +  +

В отрочестве, в юности я прочитал почти всего Маяковского и Зощенко. А когда стал священником, что вспомнилось?

Из Маяковского – «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Мальчик радостный пошел

И решила кроха:

Буду делать хорошо

И не буду плохо.

А из Зощенко – его рассказ «Больные».

Привожу этот рассказ полностью по изданию: «Михаил Зощенко. Избранное. Рассказы, повести, фельетоны. Ленгихл, 1933».

Б.Л Пастернак и В.В Маяковский, 1924 г.

 

 

 

 

 


Советы приходящим в храм

Наш адрес

140130, Московская обл., Раменский г.о., д.п.Кратово, ул.Нижегородская, д. 17

тел. (495) 556-10-43,

(925) 654-19-11

Схема проезда

Поиск по сайту

Наш баннер