Советы приходящим в храм

Наш адрес

140130, Московская обл., Раменский г.о., д.п.Кратово, ул.Нижегородская, д. 17

тел. (495) 556-10-43,

(925) 654-19-11

Схема проезда

Державные листки

24.01.13

Русь Святая, храни веру православную!

Солнце правды, Христос, вас посла, якоже

лучи, просвещающии землю Русскую,

угодницы Божии, от рода нашего просиявшии.

Темже молите Его, святии, облежащий нас

ныне облак неверия разгнати и даровати нам

мир и велию милость.

(Служба Всем русским святым)

 

Протоиерей Александр Захаров (г. Санкт-Петербург)

Русь Святая, храни веру православную!

 СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РУССКОЙ ПРОСИЯВШИХ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, свою сегодняшнюю проповедь мне хочется начать со слов, открывающих раздумья о судьбах России нашего русского философа и богослова Владимира Сергеевича Соловьева. Эти «раздумья» были объединены им в книге под названием «Национальный вопрос в России». Книга открывается следующими словами:

«Национальный вопрос для многих народов есть вопрос об их существовании. В России такого вопроса быть не может. Тысячелетнею историческою работою создалась Россия, как единая, независимая и великая держава. Это есть дело сделанное, никакому вопросу не подлежащее. Но чем прочнее существует Россия, тем настоятельнее является вопрос: для чего и во имя чего она существует?.. Национальный вопрос в России есть вопрос не о существовании, а о достойном существовании».

Эти строки были написаны в Москве 17 апреля 1888 г. Мог ли их автор предположить, что пройдет сто с небольшим лет и национальный вопрос для русского народа вновь превратится в вопрос о существовании? Для того ли наши предки «тысячелетнею историческою работою создавали единую, независимую и великую державу», чтобы мы теперь эту державу разделили, сделали зависимой и слабой, развалили это «сделанное дело», представлявшееся в конце XIX века «никакому вопросу не подлежащим»?

А между тем, это позорное дело развала державы нами проделано и близится к завершению. В Москве, в конце XX века ломают голову не над «достойным существованием» России, а более над тем, как бы нам вообще в скором времени не прекратить своего существования. И этим озабочена не только «первопрестольная». Моя голова в «северной столице» болит о том же. И еще многие головы во многих русских городах и весях… Страна на пороге полного подчинения чужим интересам, на грани превращения в сырьевой придаток и помойку для отходов «цивилизованного мiра»… Да что там «на грани» — уже перешагнули «грань» — вырождаемся и вымираем. Вовсю. Уже начиная с 1992 г. и поныне русские люди ежегодно умирают в большем количестве, чем рождаются. Причем, с каждым годом эта страшная цифра, показывающая превышение смертности над рождаемостью, растет. Русские люди словно тают. Россия гибнет. Почему же все так происходит?..

Вы скажете: в такой-то праздничный день батюшка придумал нам портить настроение. Простите, милые, но я не случайно завел эти безрадостные и непраздничные разговоры в сегодняшний именно праздник. Ибо в сегодняшний праздник есть особый резон подумать над тем, «почему всё так происходит?» И найти на этот вопрос ответ.

Мы сегодня молитвенно вспоминаем всех святых, в земле Русской просиявших. И вот, они, все эти такие разные люди: и князья, и простолюдины, и монахи, и мiряне, старые и юные, — они самым существованием своим отвечают нам: «Посмотрите на нас. И посмотрите на себя. И сравните. И поймете, «почему все так происходит». Разве непонятно? Всё происходит так потому, что земля Российская перестала сиять и благоухать святостью, а возсмердела грехом, погрузилась во тьму беззаконий. Все происходит так потому, что русские люди озаботились просто существованием и забыли о необходимости существовать достойно. Стали существовать прямо недостойно. А существование недостойное — не соответствующее достойным целям, призванию народа — оказывается вместе и ненужным существованием. Россия нужна мiру такая, как мы. А такая, как вы — не нужна».

Что же нам, окаянным и недостойным грешникам, делать? Чада мои милые, одно только нам надо делать: перестать грешить. Вспомнить о своем призвании и соответствовать ему. А тут придется начинать, кажется, с «азъ» и «буки», с азбучных истин. Многие основательно подзабыли, к чему и призваны-то. Об этом тоже есть особый повод поговорить именно в сегодняшний праздник. Празднуемые сегодня святые напомнят нам и об этом.

Разговор о призвании русского народа я начну с указания на тот факт, что не только русский, а и любой народ — как и любой человек — имеет свое индивидуальное лицо. В общих чертах лица людей, конечно, похожи друг на друга: на каждом лице есть два глаза, пара бровей, один нос, один рот… Но, в то же время каждое лицо индивидуально, отлично от другого. Народ или народность также имеют свои отличительные особенности. Эти особенности каждый народ запечатлевает в своей культуре, языке, одежде, национальных традициях, даже в национальной кухне.

Далее надо сказать, что у каждого народа — опять-таки, как и у каждого человека — имеется свое индивидуальное представление о высшем для него благе. Каждый народ имеет свой идеал. Этому идеалу он может, конечно, и не соответствовать, а в иные периоды своей исторической жизни вовсе от него отклоняться. И все-таки этот идеал неискореним из народной души. Он составляет ее основу, стержень, сердцевину. Народ, как народ, жив только до тех пор, пока он стремится к этому своему идеалу. Если и не соответствует ему, так, по крайней мере, хотя бы стремится к нему, не упускает из виду то, чего хочет. Если народ безнадежно потерял из виду наивысший предмет своих мечтаний, стремлений, упований и надежд, напрочь отказался от своего идеала — значит, он отказался и от своего призвания. Значит, он отказался и от своего будущего. Такой народ уж более не надобен для мiровой истории — он перестал быть в ней лицом.

Как можно выяснить, к чему призван тот или иной народ, каков его идеал, чего он больше всего хочет, что накладывает самый характерный отпечаток на его духовное лицо? В.С.Соловьев в уже названной мной книге подмечает, что этот идеал сам народ называет, когда похвально характеризует свою страну и нацию. Вот в этой похвале как раз и выражается то, чего этот народ для себя более всего желает. Эти «похвалы» общеизвестны. Француз, например, желая похвалить свою страну, говорит о «прекрасной Франции», англичанин — о «доброй, старой Англии», американец — о «деловой Америке», немец хвалит «немецкую честность, точность, верность долгу» и т.д. Француз хочет быть прекрасным, американец — деловым, немец — честным… Как же «хвалят» себя русские? Давайте вспомним, как наши предки в продолжение того тысячелетия, когда из разрозненных славянских племен слагалась «единая, независимая и великая держава» — как во все это время русские называли Россию? «Прекрасная Россия»? Нет. «Деловая Россия»? Тоже нет. Может быть, они хвалились «русской честностью и верностью долгу»? Это было, но этим не хвалились, не говорили: «честная Россия». Как же называли Россию? Называли: «святая Русь».

Я достаточно хорошо знаком с родной историей, чтобы свидетельствовать: нет ни одной странички в нашей истории, которая бы вполне соответствовала этому названию. «Святою» вся Россия не была никогда. Поэтому наивен тот, кто видит в этом названии отражение когда-то существовавшей действительности. Это особенно касается тех, кто надеется вернуть былое величие России, вернув ее к «патриархальным» временам. Ни при «Домострое», ни при Екатерине — никогда, еще раз повторяю, — идеал не был воплощен в действительность. Поэтому смотреть надо все же вперед. Теперь, конечно, мы дожили до такого скотства, что многим даже «несовершенное прошлое» представляется «вожделенным идеалом». Пусть там и не были все святыми, но все-таки не были и такими скотами. Однако копировать, в точности повторять настоящее по схемам и чертежам прошлого — опасно. Такое копирование может вернуть нас, конечно, к какой-то пародии на прошлое. Но, идя последовательно по этому пути, в будущем мы обязательно придем опять к печальному настоящему.

Осуществления своего идеала, повторяю, Россия еще не имела в своей истории. И о том, как его осуществить, надо справляться не в исторических архивах. Пути осуществления идеала надо во многом продумывать и переосмыслять заново. Идти вперед придется еще нехоженными тропами. Знать и учитывать при этом исторический опыт (как положительный, так и отрицательный), конечно, необходимо. Но видеть в прошлом панацею от всех бед настоящего — неразумно. Кто столь безмерно уповает на прошлое — очевидно, не очень хорошо знаком с прошлым.

Так что же, если Россия не была «святой», русские люди, выходит, обманывали себя и других, называя ее «святой»? Не более, чем французы, называющие Францию «прекрасной». Конечно, не все французы «прекрасны», могут встречаться среди них и прямо уроды. Не все американцы бизнесмены… Но в этих самоименованиях, «похвальных характеристиках» народ и не говорит о том, каков он в действительности, — а лишь о том, к чему он стремится. Главная же наша теперешняя беда заключается в том, что мы и стремиться-то к своему идеалу перестали. Раньше ему хоть не соответствовали, а теперь и не хотим соответствовать. Прямо забыли про свой идеал и на место его, оставшееся вакантным, приискиваем новый идеал: «благоустроенная Россия», «процветающая Россия», «великая Россия», «деловая Россия»… Что угодно, только не «святая Русь». И в итоге имеем «Россию — сырьевой придаток» и «Россию — помойку для отходов из цивилизованного мiра»…

Чада мои родные, быть «деловыми» и «прекрасными» Бог поручил другим. Не наше это дело. Россия призвана являть мiру святость. И на протяжении многих веков «земля Русская» соответствовала своему призванию, знала, для чего она живет и чего больше всего хочет. Свидетельство тому — этот сонм святых, которых мы сегодня празднично чествуем. Знала ли еще какая земля под этим небом такое обилие святых Божиих людей?! Поистине, нет! Царство Небесное — на добрую половину, как не поболее, — «русское Царство». И вот, когда мы обильно пополняли ряды небожителей — тогда мы нужны были и на земле. А когда забыли про небо, оземлянились, — тогда не стало в нас надобности и на земле. Когда нам не нужен Бог — тогда и мы Богу не нужны. Не захотели существовать «достойно» — скоро перестанем существовать вовсе… Милые мои, это ведь чудо Божие — что мы, как самостоятельное государство, все еще существуем… Долготерпелив Господь и многомилостив. Ждет покаяния и возвращения блудных детей…

Давайте же в этот праздничный день — на радость всем этим многочисленным святым Божиим людям, родным нам по крови — вспомним о своем старом и прекрасном идеале и положим его опять в основу нашей русской жизни. Пусть опять сердца русские воспламенятся любовью к Богу, стремлением к небу, к святости. Посмотрите-ка, даже не русские люди, и те видят, к чему призвана Россия. Я прочитаю вам выдержку из книги немецкого историка и философа Вальтера Шубарта «Европа и душа Востока». Он тоже видел, что у каждого народа имеется свой идеал и указывал на это в таких словах: «Англичанин хочет видеть мiр, как фабрику, француз — как салон, немец — как казарму, русский — как Церковь. Англичанин хочет зарабатывать на людях, француз — импонировать им, немец — ими командовать, и только русский не хочет ничего. Он не хочет делать ближнего своего средством. Это есть ядро русской мысли о братстве и это есть Евангелие будущего».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский в начале ХХ века много пророчествовал о грядущих бедах и испытаниях для России. Эти его пророчества в точности исполнились. Сегодня это широко известно. Но были у него пророчества и о том, что ожидает Россию после этих испытаний. Вот одно из них:

«Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях таких вот мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу: крепкая своею верою во Христа и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира — как единая Церковь!»

Воззовем же молитвенно ко святым сродникам нашим, ко всем святым, в земле Русской просиявшим и сегодня молитвенно празднуемым:

Вси святии, в земле Русской просиявшия, молите Бога о нас!

Дабы не угасло сияние святости на русской земле! Дабы воздвигнута была Русь новая — по старому образцу! Дабы крепла вера наша во Христа Бога и Святую Троицу! И жизнь наша просвещалась и освящалась этой верою! Аминь.

2002 г.

 


Советы приходящим в храм

Наш адрес

140130, Московская обл., Раменский г.о., д.п.Кратово, ул.Нижегородская, д. 17

тел. (495) 556-10-43,

(925) 654-19-11

Схема проезда

Поиск по сайту

Наш баннер