Советы приходящим в храм

Марина Палатова

Один день в Иерусалиме

Рассказ нашей прихожанки
В этом году возможность отдохнуть вместе с мужем появилась только в ноябре. Выбирая место отдыха, я ставила перед собой задачу: теплое море и святые места, где можно было бы осуществить паломничество.

Выбор пал на Египет, причем на северную его часть – курорт Таба на Синайском полуострове. Отсюда до Иерусалима всего лишь четыре с половиной часа езды на автобусе. Мы остановились в отеле «Хилтон», который находится на берегу залива Акаба. Залив достаточно узкий, поэтому температура воды здесь немного выше, чем в открытом Красном море. Вечером, на другой стороне видны огни Иордании и Саудовской Аравии, а с нашей стороны – израильский курорт Эйлат. Табу окружают песчаные горы и чистое море.

Вид на окрестности Табы из отеля «Хилтон»

Подводный мир Красного моря в Северном полушарии считается самым красивым. Плавать нужно с маской и трубкой, иначе можно пораниться о рифы, когда заходишь в море. Завораживает впечатление от царственного мира под водой! Возле рифов плавно кружатся, словно падающие золотые и разноцветные листья, тысячи рыбок. Сколько удивительных красок и причудливых форм! Вливаясь в этот волнующий безмолвный вальс, кажется, что можно дотронуться до рыб рукой, но нет, они скользят мимо. Как много интересного создал Бог! Наверное, счастлив тот, кто занимается изучением тайн подводного мира!

Но, еще более счастлив тот, кто с Божьей помощью, прикоснулся к главной тайне нашей жизни, связанной со Всевышним! Её не постичь одним лишь разумом! Что за необъяснимая животворящая радость наполняет тебя, когда оказываешься в святом месте?

За ужином в отеле, встретила одну даму, которой советовала поехать в Израиль на два дня с экскурсией. Она вернулась довольная и загадочно мне сказала: «Все-таки что-то там происходит! У меня так сердце колотилось, а я раньше думала, что все это сказки!»

Два года назад я уже была в паломническом туре по Израилю и полюбила Иерусалим, его древние стены и мостовые. А теперь мне хотелось одной, без беготни за гидом и группой, наполниться очищающим духом, молиться и чувствовать присутствие Божие.

Мы с мужем отважились самостоятельно перейти границу Египет-Израиль и общественным транспортом добраться до Святого города и 19 ноября в пять тридцать утра, пришли на пограничный пункт (наш отель находился в трех минутах ходьбы от него), заполнили иммиграционные карты и без проблем перешли египетскую границу. Но, перед израильской границей нас ждал неприятный сюрприз. Скопилось огромное количество туристических групп из Шарм-эль-Шейха и пришлось отстоять в очереди два с половиной часа. Далее мы надеялись уехать с каким-нибудь туристическим автобусом, но гид сказала, что в Израиле их контролируют и это невозможно. Тогда на такси мы доехали до автовокзала в Эйлате, купили билеты до Иерусалима, и у нас оставалось еще около двух часов свободного времени до отправления автобуса. Решили побродить по Эйлату.

Курорт Эйлат, Израиль

Приятный чистый современный курорт, но отдых здесь намного дороже, а вода грязнее, чем в Табе. В самом центре города – аэропорт. Многие рекламные надписи сделаны на еврейском, но попадаются и на русском языке. Вообще в Израиле довольно много русскоговорящих. Обращаешься на английском, а тебе отвечают по-русски. В Эйлате много солнца, пальм, цветов. Мы гуляли и фотографировались, но пришло время, и вот мы едем по пустыне с юга на север.

Сначала вдоль реки Иордан, а затем вдоль Мертвого моря, которое протянулось приблизительно на 80 км. По ту сторону видны горы Иордании. В Мертвом море не плавают. Здесь можно находиться в воде не более 15 минут в день. Вода настолько соленая, что можно сидеть на ней и читать газету. Заходить в воду надо спиной, чтобы брызги случайно не попали в глаза. Люди приезжают сюда только лечиться. Больше делать здесь нечего, так как кроме песчаных гор, скудной растительности, санаториев и нежно-голубого моря – ничего. Хотя, вид довольно живописный, все в пастельных тонах.

Мертвое море

Море заканчивается, автобус поворачивает на запад и через полчаса… о, чудный, дивный город с золотыми луковками русской церкви Марии Магдалины и золотым куполом мечети Омара!

На центральном автовокзале мы сразу взяли билеты на обратный путь. Сегодня четверг, а завтра, в пятницу, короткий день и поэтому последний автобус в Эйлат уходит в 14.00, а в субботу автобусы вообще не ходят – шабат! Делать нечего, берем билеты заранее и у нас впереди ровно сутки, чтобы побывать там, где мы хотим.

От вокзала садимся на автобус и едем к Старому городу. Выходим на конечной у Яффских ворот. Здесь, сразу за воротами слева – туринформбюро. К сожалению, закрыто, на двери написано: strike – забастовка. Кому от этого хуже? По-моему, только туристам, теперь у нас нет информации, где поселиться. Мы идем в отель «Глория», в котором останавливались раньше, это рядом. Мест нет. Тут же, на параллельной улице отель «Империал», ура, есть места. Двухместный номер с завтраком на одну ночь стоит 85 долларов. Решили не терять времени на поиски более дешевого жилья и заплатили.

От этого отеля до храма Гроба Господня 5 минут пешком.

Теперь в храм — главную святыню всех христиан. Большая очередь в кувуклию, так называется единственное на земле место, где находится Гроб Господень. Пока муж занял очередь, я пошла в коптскую часовню, что находится с противоположной стороны. Там под престолом есть камень – часть Гроба Господня. Копты, как и армяне, одни из первых приняли христианство. Армяне считали несправедливым то, что благодатный огонь всегда первым получает греческий Патриарх, так как грекам принадлежит кувуклия. Однажды, подкупив турок-мусульман, у которых хранятся ключи от храма, армяне закрылись изнутри и ждали сошествия Святого огня. Вдруг раскололась вдоль колонна у входа в храм (вопреки всем законам физики, так как колонна может треснуть только поперек). Благодатный огонь вырвался из трещины. Так Бог восстановил справедливость. С тех пор, армяне не претендуют на первенство. А ключи находятся у мусульман потому, что земля под храмом является частной собственностью двух турецких семей на протяжении полутора тысяч лет.

Колонна, рассеченная Благодатным огнем,у входа в Храм Гроба Господня

Я приложилась к камню со стороны коптской часовни, потом зашли с мужем в кувуклию, отдали записки дежурному монаху, поставили свечи и помолились у Гроба Спасителя. Поскольку народу много, задерживаться там не дают. Но, даже в это короткое мгновение прикосновения к святыне, совершается встреча с Духом Святым, а слезы очищения даются по воле Божьей.

Мы пошли по храму: на Голгофу, к плите помазания, на которую положили Иисуса Христа после снятия с креста, в другие часовни. Храм огромен и величествен, я до сих пор не знаю точного расположения всех часовен, которые находятся и вверху, и внизу, и в глубине: коптские, армянские, греческие, католические. В часовне яковитов находится могила Иосифа Аримафейского.

Двор Храма Гроба Господня

После храма, пошли к знакомому болгарину Димитрию, который торгует религиозными предметами и иконами. Он говорит по-русски. Купили у него ладан с нардом, по 33 свечи, иконы и сфотографировались на память. Затем, решили погулять по ночному городу. Смеркается рано, в 17 часов уже темно. Дошли до обзорной площадки на противоположный конец старого города через пустынный базар. На площадке с радостью узнавали подсвечивающиеся известные нам здания. Обратно шли через армянский квартал. Дело в том, что старый город делится на четыре квартала: христианский, мусульманский, армянский и еврейский. Ходить в темноте по мусульманскому кварталу не советуют. Конечно, в первый день мы устали: граница, дорога четыре с половиной часа, да и поднялись рано, пора отдыхать.

Проснулись утром без десяти шесть. Солнышко уже начало заливать город. Скорее в Храм Гроба Господня, помолиться! Мы надеялись, что в это время будет мало народу, но ошиблись! Кувуклия была еще закрыта, а туда уже выстроилась очередь. Из католической часовни доносились звуки органа и пение верующих. В коптской часовне шла литургия. Мы присоединились к небольшой группе служителей и стали молиться. Молитвы читают нараспев. В этом монотонном и несколько однообразном, но завораживающем пении, душа освобождается от мирского и телесного, и слезы покаяния и благодарности воспринимаются как великое благо и дар: «Господи, помилуй! Слава, Тебе, Боже наш, слава, Тебе!». В конце литургии, нам дали вместо просфор по кусочку белой лепешки. Чтобы еще раз зайти в кувуклию, встали в очередь, но перед самым моим носом, монах закрыл вход и сказал: «Закрыто на один час, уборка». Позднее меня осенило: «Я же уже все получила! Хватит!»

Мы направились в сторону Гефсиманского сада. Выйдя из ворот св.Стефана, вначале пошли в Храм Гроба Божией Матери. Там тоже шли две службы. В главном приделе – армянская, в другом – коптская. В это время туристов не было. Я прошла к чудотворной Иерусалимской иконе Божией Матери. Там увидела двух русских монахинь и вместе с ними долго молилась перед чудотворным образом. Какое счастье!

Иерусалимская икона Божией Матери, написанная русской монахиней

Интересна история написания этой иконы. Говорят, что в 1904 году, русская монахиня писала икону Божией Матери и никак не могла изобразить лицо. Она стала молиться и просить, чтоб Матерь Божия явилась ей во сне. Когда она заснула, ей явилась Богородица и сказала: «Ну, вот я, смотри на меня!» Монашка проснулась, бросилась к иконе, чтобы закончить работу, а лик Благодатной был уже на холсте. В дальнейшем эта икона была подарена Храму Гроба Божией Матери.

Помолившись, мы пошли в русскую церковь Марии Магдалины. Этот храм был построен по распоряжению императора Александра III в память его матери, императрицы Марии Александровны. При храме имеется монастырь, он оказался закрытым. В расписании написано, что паломников принимают только два раза в неделю, по вторникам и четвергам. Была пятница, но мы все же решили позвонить. В переговорном устройстве отозвался недовольный голос, мы попросили впустить нас. В ответ услышали: «Как надоели!». Но, щелкнул замок, и дверь открыла пожилая монахиня, строго сказав: «Идите, только, если храм закрыт, никого больше не просите и возвращайтесь!» Поднимаемся вверх по многоступенчатой аллее, утопающей в зелени и цветах. Наверху перед храмом чудесный сад с кипарисами и другими экзотическими растениями. Повезло, в церкви заканчивали уборку и разрешили приложиться к мощам Святой Преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы и св. Варвары. Мы были одни. Опять разлилась в душе благодать. Справа от алтаря, привлекла к себе икона Божией Матери «Смоленская». Она смотрела строго, быть может, даже сурово. Раньше я не встречала подобного изображения. Мне очень захотелось иметь этот образ, но, к сожалению, церковная лавка была закрыта. Я спросила у монахини, а можно ли приехать сюда потрудиться? Она ответила, что в принципе можно, только на это нужно благословение матушки, но сейчас ее нет. Тогда она дала мне книжечку, на обратной стороне которой были адрес и телефон. Почему-то у меня возникло такое чувство, что я должна еще раз туда вернуться.

В отеле я рассмотрела книжечку, что дала монахиня. Это была история необыкновенного обретения храмом иконы Божией Матери «Смоленской», той, что так привлекла меня. Оказывается, чудотворный образ был передан православным ливанским митрополитом в 1939 году. Митрополиту Илие (Караму) трижды снился сон, в котором ему являлась Богородица и велела передать икону русскому храму в Иерусалиме. Икона была совсем черная, письма не видно, но со временем — очистилась и с нею связано много чудес и исцелений. В книжечке есть черно-белое изображение этой иконы и теперь я полюбила молиться перед ней. Мне кажется, что взор ее смягчился и она не такая строгая.

Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия»

Поблагодарив монахиню, что пустила нас, выйдя за ворота, мы вошли в Гефсиманский сад. Здесь, на склоне Елеонской горы, Христос молил Бога Отца, чтобы горькая чаша страданий миновала Его, и кровавые капли пота выступали во время этой молитвы на лице Иисуса. Оливы в саду, под которыми Он молился, сохранились до сих пор. Этим деревьям более двух тысяч лет.

Древние оливы Гефсиманского сада

Из сада мы двинулись на VIA DOLOROSA – последний путь Господа на земле, от Претории, где Понтий Пилат огласил приговор и до Голгофы – лобного места. На пути расположены «Четырнадцать остановок крестного пути», которые символизируют события или священную память. По пятницам францисканцы несут большой крест, останавливаясь на каждой из них. Мы шли с небольшим отрывом от этого шествия. Я представила себе как здесь, на узком каменном пути, по обеим сторонам стояли те, кто еще недавно молил о чуде. Теперь же, они, беснуясь, плевали и кричали: «Распни его! Распни!». А Господь, израненный измученный согбенный под тяжестью, нес на себе огромный крест, прощая людям их низость и слабость. Я почувствовала это кожей. Господи, прости нас, грешных!

Третья остановка Крестного пути. Иисус первый раз падает под Крестом…

Да, там действительно что-то происходит! Там Господь приходит на помощь нам, кто еще не прозрел, но хочет этого. «Просвети мне разумные очи сердечные!», — молим мы. И просвещает, и направляет одесную себе тех, кто решил держаться малого стада, по зову Его, и быть верным учению Его, ради чего и приходил на Землю Сын Божий, дабы освободить от смерти и мучений уверовавших в Него!

Пишу и еще раз переживаю те сильные чувства, которые испытала по воле Божьей. Аллилуиа! Очень надеюсь, что эти сутки, проведенные в Иерусалиме, будут иметь продолжение, что семена были брошены в добрую почву.

К вечеру вернулись в Египет. Оставшиеся дни до отлета провели под ярким солнцем радуясь творениям Божьим на земле и под водой. Еще мы посетили монастырь св.Екатерины, где находится куст Неопалимой Купины, с которого Бог разговаривал с Моисеем, но об этом в следующий раз.