Державные листки

 

Наш адрес

 140130, Московская обл., Раменский р-н, пос.Кратово, ул.Нижегородская, д.17

тел. (495) 556-10-43,

(925) 654-19-11

Схема проезда

 

Семинар по истории России ХХ века

100 лет со дня избрания на Патриарший престол (впервые после 1700 года) святителя Тихона

 

Обращение святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, к Совету Народных Комиссаров в связи с первой годовщиной Октябрьской революции

Все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26, 52).

Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего оте­чества, называющие себя «народными» комис­сарами. Целый год держите в руках своих го­сударственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину Октябрьской револю­ции; но реками пролитая кровь братьев на­ших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к Небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды.

Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания?

Поистине вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф. 7:9-10). Народу, изнуренному кровопролитной войною, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций».

 От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото.

Вы отняли у воинов все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили их, недавно еще храбрых и непобедимых, оставить защиту Родины, бежать с полей сражений. Вы угасили в сердцах их воодушевляющее их сознание, что «больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15:13). Отечество вы подменили бездушным интернационалом, хотя сами от­лично знаете, что, когда дело касается защиты отечества, пролетарии всех стран являются верными его сынами, а не предателями.

Отказавшись защищать Родину от внешних врагов, вы, однако, безпрерывно набираете войска.

Против кого вы их поведете?

 Вы разделили весь народ на враждующие между собою станы и ввергли его в небыва­лое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классо­вую вражду. И не предвидится конца порож­денной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции.

Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам, заду­мавшим окончательно разрушить внутренний мир. Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хвата­ют сотнями беззащитных, гноят целыми ме­сяцами в тюрьмах, казнят смертию, часто без всякого следствия и суда, даже без упрощен­ного, вами введенного суда. Казнят не только тех, которые перед вами в чем-либо провини­лись, но и тех, которые даже перед вами за­ведомо ни в чем не виновны, а взяты лишь в качестве «заложников»; этих несчастных убивают в отместку за преступления, совер­шенные лицами не только им не единомыш­ленными, а часто вашими же сторонниками или близкими вам по убеждениям. Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем неповинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопре­деленной «контрреволюционности». Безчеловечная казнь отягчается для православных лишением последнего предсмертного утешения — напутствия Святыми Тайнами, а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения.

Не есть ли все это верх безцельной жесто­кости со стороны тех, которые выдают себя благодетелями человечества и будто бы сами когда-то много потерпели от жестоких вла­стей?

Но вам мало, что вы обагрили руки рус­ского народа его братской кровью; прикры­ваясь различными названиями — контрибу­цией, реквизицией и национализацией, — вы толкнули его на самый открытый и беззастен­чивый грабеж. По вашему наущению разграб­лены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот, грабят деньги, вещи, ме­бель, одежду. Сначала под именем «буржуев» грабили людей состоятельных, потом под име­нем «кулаков» стали уже грабить и более за­житочных и трудолюбивых крестьян, умно­жая таким образом нищих, хотя вы не може­те не сознавать, что с разорением великого множества отдельных граждан уничтожается народное богатство и разоряется сама страна.

Соблазнив темный и невежественный на­род возможностью легкой и безнаказанной на­живы, вы отуманили его совесть и заглушили в нем сознание греха; но какими бы названия­ми ни прикрывались злодеяния, — убийства, насилие, грабежи всегда останутся тяжкими и вопиющими к Небу об отмщении грехами и преступлениями.

Вы обещали свободу.

Великое благо — свобода, если она пра­вильно понимается, как свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в произ­вол и своеволие. Но такой-то свободы вы не дали: во всяческом потворстве низменным страстям толпы, в безнаказанности убийств и грабежей заключается дарованная вами сво­бода. Все проявления как истинной граж­данской, так и высшей духовной свободы че­ловечества подавлены вами безпощадно. Это ли свобода, когда никто без особого разре­шения не может провезти себе пропитание, нанять квартиру, переехать из города в город? Это ли свобода, когда семьи, а иногда и населения целых домов выселяются, а имущество выкидывается на улицу, и когда граждане искусственно разделены на разряды, из кото­рых некоторые отданы на голод и разграбление? Это ли свобода, когда никто не может высказать открыто свое мнение, без опасения попасть под обвинение в контрреволюции? Где свобода слова и печати, где свобода цер­ковной проповеди? Уже заплатили своею кровию мученичества многие смелые церков­ные проповедники; голос общественного и го­сударственного обсуждения и обличения заглу­шен; печать, кроме узко большевистской, за­душена совершенно.

Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры. Не проходит дня, чтобы в органах печати не помещались самые чудо­вищные клеветы на Церковь Христову и ее служителей, злобные богохульства и кощун­ства. Вы глумитесь над служителями алтаря, заставляете епископов рыть окопы (епископ Тобольский Гермоген) и посылаете священ­ников на грязные работы. Вы наложили свою руку на церковное достояние, собранное поко­лениями верующих людей, и не задумались нарушить их посмертную волю. Вы закрыли ряд монастырей и домовых церквей, без вся­кого к тому повода и причины. Вы заградили доступ в Московский Кремль — это священ­ное достояние всего верующего народа. Вы разрушаете исконную форму церковной общи­ны — приход, уничтожаете братства и другие церковно-благотворительные просветительные учреждения, разгоняете церковно-епархиальные собрания, вмешиваетесь во внутреннее управление Православной Церкви. Выбрасы­вая из школ священные изображения и запрещая учить в школах детей вере, вы ли­шаете их необходимой для православного воспитания духовной пищи.

«И что еще скажу? Недостанет мне вре­мени» (Евр. 11: 32), чтобы изобразить все те беды, какие постигли Родину нашу. Не буду говорить о распаде некогда великой и могучей России, о полном расстройстве путей сообще­ния, о небывалой продовольственной разрухе, о голоде и холоде, которые грозят смертью в городах, об отсутствии нужного для хозяйства в деревнях. Все это у всех на глазах. Да, мы переживаем ужасное время вашего владычест­ва, и долго оно не изгладится из души на­родной, омрачив в ней образ Божий и запечат­лев в ней образ зверя. Сбываются слова пророка: «Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их — мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их» (Ис. 59:7).

Мы знаем, что наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование и что вы будете искать в них лишь повод для обвинения нас в противлении власти; но чем выше будет подниматься «столп злобы» вашей, тем вернейшим будет то свидетельством справедливости наших обличений.

Не наше дело судить о земной власти; всякая власть, от Бога допущенная, привлекла бы на себя наше благословение, если бы она воистину явилась «Божиим слугой» на благо подчиненных и была «страшна не для добрых дел, но для злых» (Рим. 13:3). Ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних и истребление невинных, простираем мы наше слово увещания: отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая (Лк. 11:50), и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (Мф. 26:52).

Тихон, Патриарх Московский и всея России
25 октября /7 ноября 1918 года.