Советы приходящим в храм

По святым местам

20.01.13

Поездка на Остров Откровения

Остров Патмос – один из самых северных Додеканистских островов Греции знаменит тем, что в 95 году от Рождества Христова, во времена второго великого гонения христиан, в годы правления императора Домициана, сюда был сослан любимы ученик Иисуса Христа, Апостол Иоанн, Евангелист и Богослов. Здесь он жил в одной из пещер со своим учеником дьяконом Прохором. Здесь, он получил от Бога Знание и записал его по велению Господа в книгу для многих церквей. Книга эта известна нам под названием «Апокалипсис», что в переводе с греческого, означает «Откровение». Святой Иоанн оставался на острове в течение 16 месяцев. После прекращения гонений, Божественный Иоанн вернулся в Эфес, где и закончил свою земную жизнь.

Однажды мне попался фильм о Патмосе, снятый православным режиссером и оператором Александром Богатыревым. Фильм очень красивый и глубокий. С тех пор я стала мечтать о поездке на этот остров. Когда речь зашла об отдыхе на море, мы с мужем решили поехать на Родос, так как оттуда можно добраться до Патмоса. Итак, с помощью Божией, прилетев в Грецию, нам удалось осмотреть часть православных церквей и монастырей Родоса, сохранившего фрески и чудотворные иконы 15-17веков. Затем, мы купили билеты на катамаран до Патмоса.

Путь предстоял неблизкий. Надо плыть морем в течение пяти часов, делая остановки на островах: Сими, Кос, Калимнос, Лерос, Липси. Все они обитаемы, но отличаются друг от друга. С борта катамарана я делала фотоснимки, любуясь гористым ландшафтом на фоне чистых лазурных вод.

Наконец, в середине дня, мы прибыли к желанной земле! На пристани много встречающих с табличками. Мы присоединились к хозяйке одной из мини гостиниц, находящейся рядом, в строении 19 века с толстыми стенами, старинной мебелью и милым балкончиком с видом на море. Бросив вещи в номере, отправляемся в монастырь.

Хозяин отеля предупредил, что и Пещера Апокалипсиса, и Монастырь Святого Иоанна Богослова сегодня уже закрыты, но желание поскорее прикоснуться к неприступным стенам было очень велико. Взяв такси, мы поехали наверх. Дорога серпантином поднималась все круче и круче.

Выйдя из машины на вершине горы, мы ахнули! Такой живописной картины в своей жизни я не припомню. На фоне нежно-голубого неба, белоснежные домики карабкались в гору, как бы убегая от воды. Ярко-синее чистое море омывало остров, который извивался в разные стороны причудливыми выступами, будто это не один, а несколько разбросанных островов. Сосны, эвкалипты, оливы, цветущая бугенвиллия дополняли палитру зелеными и малиновыми мазками. И все это освещалось ослепительным солнцем. Хвала Тебе, Господи, создавшему столь дивное творение! Я стою у стен монастыря-крепости, которому почти тысяча лет, а чуть ниже, в двух километрах отсюда, находится Пещера Апокалипсиса, где сам Бог разговаривал с апостолом Иоанном! Воистину святое место! Сердечное волнение охватило душу, я благодарила Господа, любила всех и хотела с каждым поделиться своей радостью! Ни одно наше мирское пристрастие не дает такого высочайшего ощущения счастья! Жаль только, что это парение души так недолго, а затем опять возвращаешься « на круги своя», становясь грубым и страстным. Помоги нам, Господи!

Дверь в монастырь, действительно, оказалась запертой, но рядом сидел паломник, который по-английски сказал, что в морской порт прибыл большой лайнер с туристами и для них сейчас откроют Пещеру Апокалипсиса. Мы поспешили вниз.

У входа уже скопилось несколько туристических групп. На память мне пришли кадры из фильма о Патмосе. Гид Кристина рассказывала: « С людьми в Пещере происходит что-то необыкновенное. Они начинают плакать… они чувствуют, что у них открывается сердце, что-то изменяется в них, они понимают, что здесь они нашли свои духовные корни…» Очень жаль, что в этой суете, я впервые войду в Святое место. Через узкий проход по одному мы стали спускаться по ступеням, высеченным в скале. Туристы притихли. Видимо, нет равнодушных к непостижимой Божественной тайне! Мы вошли в Пещеру. Слева, через маленькое окошко мягко лился свет, освящая место, где лежала глава Святого Апостола, и остался след его руки на стене.

Сверху нависала глыба с трещинами в виде каменного троеперстия. Предание гласит, что именно отсюда раздавался Голос.

У входа в алтарь — большая икона, изображающая момент Богоявления.

… Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Азии: в Эфес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и, обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобно Сыну Человеческому, обличенного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний…

Апокалипсис, гл.1, 9-17

Как это вместить в себя, страшно представить, но в Святой Пещере тишина, покой и … неземной дух, рождающий священный трепет.

Субботний день закончился на берегу потрясающим закатом.

Следующий день был воскресным, и мы хотели присутствовать на литургии в монастыре. Рано утром, придя на остановку местного автобуса, встретили двух паломниц из Санкт-Петербурга. Они объяснили, что литургия в монастыре начинается в два часа ночи, и только раз в неделю в воскресенье служат в Пещере Апокалипсиса. Обрадовавшись, мы поехали с ними. Туристов не было, несколько православных греков, видимо местных, сидели на лавках и стасидиях. Слева у окошка, через которое синело море, расположился хор. В проникновенной атмосфере Святого места, греческая служба шла легко. Как жаль, что некому исповедоваться по-русски, чтобы причаститься! Два часа пролетели незаметно. С сожалением мы уходили из Святой Пещеры, чтобы, наконец, попасть в Святой Монастырь.

Преславная Обитель Иоанна Богослова находится на вершине горы и ее видно из любого места острова. Вокруг — маленький средневековый городок Хора, который поражает своей белизной.

Святой Монастырь основан преподобным Христодулом в 1088 году, при правлении византийского императора Алексия I Комнина. Внешне он похож на крепость, так как в те давние времена необходимо было обороняться от пиратов, арабов, турок. Войти можно только через два входа. В верхней части стены над входом есть балкон без настила, откуда обычно лили кипяток или кипящее масло на головы врагов, пытающихся штурмовать ворота. Балкон жители назвали «убийцей».

Спокойно минуя это место, оказываемся во внутреннем дворе. Мы входим в кафоликон, т.е. главный храм монастыря, посвященный Иоанну Богослову. Резной деревянный иконостас, покрытый золотом; древние иконы; потемневшие фрески; чтимая икона Иоанна Богослова — дар императора Алексия I Комнина, датируемая двенадцатым веком создают впечатление, будто время остановилось!

Нас встречает монах, который радостно рассказывает, что в прошлом году был в Москве, Санкт-Петербурге и Оптиной пустыни. Он с удовольствием показывает иконы, подаренные монастырю императрицей Екатериной II, затем ведет в часовню преподобного Христодула, где находится серебряная рака с мощами. Мы прикладываемся, ощущая тонкий аромат мира. Рядом покоятся: Глава Святого Апостола Фомы; Глава Священномученника Антипы, епископа Пергамского, о котором упомянуто в Откровении (гл.2,12-13); Глава Святого апостола Тимофея, которому адресованы послания Святого Апостола Павла. Далее прикладываемся к мощам Святого Великомученика Пахомия Русского Афонского, претерпевшего страдания во имя Христа в г. Усаки (Малая Азия), в 1730 году.

Покинув часовню, мы прошли в бывшую монастырскую ризницу, где сейчас расположен музей монастыря. Здесь выставлены византийские и поствизантийские иконы, документы, молитвословы, ризы, медальоны, кресты, церковная утварь, украшения, мебель и масса других предметов исключительной ценности. Среди них подарки российских императоров: крест-мощевик Екатерины Великой и золотые медали Петра I; кортик графа Алексея Орлова, командовавшего Русской флотилией в Средиземном море против турецкого флота. Поразительно, как удалось сохранить уникальные предметы, датируемые II, III веком от Рождества Христова!

Выйдя из музея, мы бродили по монастырю и любовались стрельчатыми арками.

Время бежит неумолимо и пора спускаться в порт, чтобы возвратиться на Родос. К сожалению, у нас не было возможности продлить пребывание на святом острове. Если будет милость Божия, вернусь в это райское место пожить подольше: побывать в монастыре на ночной литургии, помолиться у моря с восходящим солнышком, побродить по узким лабиринтам Хоры и покаяться в Пещере Апокалипсиса!

Катамаран уходил все дальше от полюбившегося острова. В своей душе я увозила память высокой радости!